Вперёд, в прошлое!

04044_20120323_124157o

Здравствуй, дорогой читатель. Пишет тебе, наверное, самый счастливый человек на Земле. Почему я так говорю? Сейчас поведаю.
В этом году еще в мае месяце от нашего батюшки ко мне и еще нескольким людям из районных приходов поступило интереснейшее предложение – отправиться в паломническую поездку от нашей, Саратовской Паломнической Службы, да не куда-то там, а на саму Святую Землю, на территории Израиля и Палестины; на землю нашего с вами Бога, землю, где он родился, вырос, проповедовал, творил чудеса, был распят и воскрес.… Стоит ли говорить, что решение было принято сразу же, собраны средства. Полгода ожидания пролетели незаметно и вот – поезд до Москвы, долгая посадка на самолет, 4-ех часовой перелет – и мы в Тель-Авиве, Израиль. Все это долгое время обернулось быстрой вспышкой, но как только я ступил на пол аэропорта Бен-Гурион… Время будто бы остановилось для меня, оставляя наедине с теплым южным солнцем, с шершавым известняком (который здесь очень дешевый, а потому находится просто повсюду) и довольно приятным воздухом сих гористых мест на целых 8 дней, которые для меня тянулись, как вечность… Дальше я продолжу свой рассказ в форме дневника, который я вел на протяжении всей поездки.

 

10.11.2016
Ох, хорошо, что нам всем дали поспать немного подольше после тяжелого дня со всеми этими перелетами. Утром вставать было необычайно легко, так как за окном был буквально свежий и родной май месяц, а на душе предвкушение великолепного дня. После завтрака в гостинице мы отправились за второй частью группы, и пошли по сегодняшней программе. Но для начала я бы хотел немного остановиться на том, что окружало нас вне автобуса на протяжении нашего пути.

Наша гостиница расположилась в городе Вифлеем, который, в свою очередь, находится на землях Палестинской автономии. Квартал у нас спокойный, да и к туристам и паломникам везде относятся нормально, ведь на нас можно наживаться, ещё бы. Но на этом хорошие моменты заканчиваются.

Закованная в бетонный забор с одной стороны и в границу с Иорданией с другой, Палестина является нагромождением городов с преимущественно арабским населением. Многоэтажки здесь не строят, а потому границы между городами (Вифлеем, Бен-Саул, Эверон, Хеврон и др.) практически стёрты. На улицах толпы наглых торговцев и пассивно-агрессивных по отношению к христианам мусульман, мусор, куча народу вперемешку с довольно дорогими авто. Используется каждый кусочек свободного пространства, но не сказать, чтобы рационально. 95% ВСЕХ построек в Израиле и Палестине из очень доступного там известняка, смотрится очень экзотично. Правила дорожного движения — почти условность. Положение там не безумно бедственное, даже, возможно, стабильное, но жить там все равно тяжело, особенно местным мальчишкам и девчонкам. Вся пограничная стена с Израилем исписана граффити, взывающими к миру. Есть ли у Палестины будущее? Даже не знаю.

По её типично восточным кварталам мы отправились в монастырь Феодосия Великого, великого древнехристианского святого, довольно известного среди всех православных. После посещения маленького, но гордого монастыря его имени, мы отправились за город, в Иудейскую пустыню к монастырю Саввы Освященного.

Это чудесное место расположено на склоне ущелья над бурным потоком и окружено высокими стенами. И стоит оно так уже более полутора тысяч лет. Оно и терпело нападки от персов, и от мусульман, и от крестоносцев, и от осман. Но этот первый островок православия на Святой Земле таки смог выстоять.
Примечание от автора: здесь я прерву повествование из дневника и предложу вам прочесть краткое житие святого Саввы Освященного, великого православного святого, написанное в VI веке монахом Кириллом Скифопольским (525—558):
Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди, пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг. Проведя в этом монастыре 10 лет, Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим монашеским уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского. Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа. При иерусалимском патриархе Саллюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских спорах относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов. После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились, и Савва вернулся в свой монастырь.

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл: «Тело его до настоящего дня сохранилось в гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII века видел русский паломник игумен Даниил.

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений — по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.
Далее возвращаюсь к дневнику:
Это чудесное место (монастырь) расположено на склоне ущелья над бурным потоком и окружено высокими стенами. И стоит оно так уже более 1,5 тысяч лет. Оно и терпело нападки от персов, и от мусульман, и от крестоносцев, и от осман. Но этот первый островок православия на Святой Земле таки смог выстоять.

Сама Иудейская пустыня напускает тревогу и страх. Холмы и горы, покрытые лишь камнем и стоящие под палящим солнцем весь день, в которых почти невозможно встретить ни единой живой души. Место, изрезанное руслами навсегда пересохших рек и потоков. Страшная красота, величественная.

После этого мы отправились в южную часть Палестины. На самом юге автономии расположился генератор местных вечных беспорядков и боевых столкновений с израильской армией, центр мусульманской жизни Палестины — город Хеврон.

Это большой и богатый город. На каждом шагу отели, автосалоны, элитные бутики, элитные иномарки и т.д. Грязь, правда, такая же, как и в других городах Палестины. По архитектуре от других не сильно отличается, вот совсем. Одна из главных святынь города и этой местности — Мамврийский дуб. По легенде, именно у этого уже давно мертвого дерева, давшего жизням десятку таких же древних дубов, Аврааму явился Бог в облике трёх странников. Углубляться не стану. Скажу лишь, что дубу уже более 3 тысяч лет. Столько же, кстати, и древним еврейским гробницам, расположившимся рядом с дубом. Вся эта территория принадлежит и содержится на средства РПЦ.

После посещения Хеврона мы долго возвращались в отель, в котором после ужина я смог лишь раздеться, помыться и проверить почту, прежде чем упасть в кровать и уснуть, одолеваемым приятной, «рабочей» усталостью.

11.11.2016

Ах, чудесное Палестинское утречко! Как я отвык за два холодных осенних месяца от настоящего, мягкого лета. Великолепное чувство.
После завтрака и собирания вещей (этой ночью мы уже будем ночевать в Назарете) мы сели в автобус и отправились на территорию Израиля, а дальше – на самый север страны. И какой же сильный контраст наблюдается при сравнении с автономией!

Архитектура хоть и очень похожа (известняк — также основной материал), но улицы там вылизаны, попрошаек и торговцев вообще не видно, в воздухе буквально чувствуется порядок. С другой стороны — кроме уникальных построек, надписей и знаков на иврите и тех самых кошерных евреев с пейсами и в шляпах (серьезно, их довольно немало и даже много) с первого взгляда Израиль ничего не выделяет, как Израиль. Как-то… По-европейски, что ли?
По прибытию на север страны мы отправились в Кану Галилейскую. Город Кана расположен неподалёку от Назарета, на севере Израиля. Это небольшой город с преимущественно арабским населением, древний (минимум 2 тысяч лет). Ничем бы этот город не был примечателен, если бы не чудо, произошедшее в нем.

По легенде, здесь проводилась свадьба, на которую были приглашены Иисус и Мать Его. И на ней Иисус сотворил первое чудо, которым он убедил в вере своих учеников. Чудо состояло в превращении воды в вино, так как на свадьбе оно закончилось (в древности это могло обернуться большим позором). Это чудо ознаменовало собой начало конца земной жизни Иисуса, так как после этого его Божественную славу, а значит, и рост ненависти фарисеев, уже было не остановить. Ныне на этом месте стоит храм в честь этого события.

После похода в церковную лавку у меня выдалось свободное время, и я вспомнил о словах нашего гида Дениса о Святогробском братстве, чья символика постоянно бросалась в глаза. На всех кивотах, храмах, воротах и другом церковном имуществе на Святой Земле можно встретить вот такой символ. Этот символ принадлежит древнему ордену/братству Хранителей Гроба Господня, и он означает, что данный объект находится под его защитой и покровительством. Ключи от Гроба и от Храма Гроба Господня также принадлежат братству и его старейшинам. Также иногда над воротами вывешивают флаг с гербом Византии.

Следующим пунктом на сегодня стала гора Фавор. Гора сия стоит особняком, отдельно от других гор и холмов, словно перевёрнутая чаша — ровная и симметричная. По легенде на этой горе произошло Преображение Господне, явление его истинного облика трём апостолам, после чего он уже отправится в Иерусалим, дабы принять там смерть на кресте и воскреснуть.

На вершине горы стоит монастырь, хранящий это место. Виды там абсолютно необыкновенные, надо сказать. Тишина, спокойствие, чудесная погода и пейзажи… Так бы и остаться там навсегда.

Несколько позже, с плоскогорий мы начали резкий спуск с 500 метров НАД уровнем моря до 200 метров НИЖЕ уровня моря. В этой низине располагается Галилейское море (озеро), протяжённостью в 23 километра. Место просто чудесное: вода, источники, каменистый берег, запах будто бы с речки — все это очень умиротворяет.

На берегу озера лежит город Тиверия. Помните, что я говорил об Израиле и о его «европейском» виде? Тиверия хоть и населена евреями на 99%, но является абсолютно восточным городом. Небогатый, немного грязный, но очень аутентичный. Главное его отличие — наличие не только зданий из распространённого известняка, но и из безумно красивого базальта. Озеро, не сильно буйный город, пальмы и другая растительность… Сказка, ничего не скажешь.
В сем чудном месте мы посещали Магдалу и Капернаум. В первой Иисус встретился с Марией Магдалиной, которую и исцелил там же, сейчас на том месте находится источник, в который вся наша группа не поленилась окунуться, дабы получить и свою часть благодати этого места. В Капернауме же, в этом небольшом местечке, Иисус свершил большинство своих чудес, в том числе и чудо пяти хлебов, прообраз будущей Евхаристии.

Но уже стемнело, и пора была возвращаться в Назарет. Остаток дня ничем не отличался от прошлого. Ужин, душ, почта и постель. Я думал, что от накопившейся в моей черепушке информации я просто не смогу уснуть, но я сделал это, даже не додумав эту мысль до конца.

12.11.2016

Доброе утро. Сегодня в программе: Храм Благовещения в Назарете и источник, у которого произошло Благовещение; омовение в Иордане, а также посещение горы Искушений и древнего Иерихона. А в ночь с субботы на воскресенье служба в Храме Гроба Господня.

После утреннего подъема и других процедур, мы отправились на одно из культовых мест всего Евангелия — месту, в котором Богородице явился архангел Гавриил и возвестил ей, что она «избрана среди жён» для рождения Сына Божия. Все это происходило у источника, к которому Мария ходила от дома Иосифа Обручника, дабы набрать воды. Источник сей все ещё бьет, а на месте этом стоит старый храм. После мы отправились в патриаршие подворье в Назарете, а дальше – к латинскому храму, как они его в своем наглом порыве и претензии на вселенство назвали, Всех Наций. Под его крышей располагается нижняя часть дома Иосифа Обручника (земного отца Спасителя), а также останки древнего Назарета. Верхняя часть дома была увезена из Назарета в Милан, так как крестоносцы опасались, что святыню уничтожат мусульмане.

Следующим пунктом нашей прогулки по Назарету стал древний пещерный христианский храм, около 2 века нашей эры. Как нам рассказали, в Назарете появилась одна из самых ранних христианских общин в Римской Империи, хоть и гонения против них не прекращались ни на день, а потому службы, сборы и проповеди должны были проводиться в тайне. Свидетельством тому служит этот действующий пещерный храм, в котором была найдена также и древняя кухонная утварь. В этой не настолько уж и маленькой пещерке все пропитано этим духом сопротивления, этим духом решимости тех людей, которые знали, что за посещение этого места и за исповедание христианской веры можно было вмиг лишиться головы. А потому их подвиг поражает и по наши дни.

После Назарета мы отправились вниз по течению Иордана, к месту, где он впадает в Мертвое море. Неподалёку от того места располагается один из самых древнейших городов на планете Земля — город Иерихон, которому по меньшей мере 7 тысяч лет. Город не исчезал с лица земли, просто стоял, рос и развивался, что редкость. То самое чувство, когда земля гудит под ногами из-за шума ветра времён, звучащего в этих камнях.

Но приехали мы не столько за ним, сколько за Горой Искушений, на которой происходил один из библейских сюжетов, а конкретно — искушения Христа самим Сатаной. Не буду распространяться о ней, она длинная, хоть и интересная. Мы взбирались на эту гору пешком, а гора-то немаленькая. Но когда мы достигли горного монастыря и увидели пейзаж оттуда… Город, переживший несколько империй и государств на своем веку, настоящий символ вечности и древности рода человеческого лежит у подножия гор на глубине около 400 метров ниже уровня моря, а вдалеке видна смолистая поверхность Мертвого моря – мирового феномена и достояния одновременно. Сказать, что я поражён — ничего не сказать.

После этого мы отправились чуть выше по течению уже к берегу Иордана, к предполагаемому месту Крещения Господня. Река Иордан протяжённостью 100 км тянется от Галилейского моря (озера) и впадает в Мертвое море. На том месте, в котором мы находились и окунались, предположительно, крестился Иисус Христос от рук Иоанна Крестителя. Иордан — маленькая и мелкая нынче река, хотя раньше вообще была судоходной. Также она создаёт границу между Палестинской автономией и Иорданским Хашимитским Королевством. Несмотря на практически вечное лето, окружающее реку, вода в ней довольно холодная, что очень меня удивило. Но это не стало помехой к тому, чтобы я и многие другие окунулись в его священные воды, свидетели великого чуда и родоначальники первого обряда в жизни каждого христианина.

Закончив с омовением в Иордане, мы отправились в гостиницу, но уже в знакомый нам Вифлеем, а не в Назарет. С каждым днем пребывания на Святой Земле я буквально на физическом уровне чувствовал, как я становлюсь чище и сильнее. Но окончательно меня в этом убедила ночная литургия в стенах Храма Гроба Господня. О самом храме я расскажу позже. А литургия…

Если честно, я не могу подобрать слов для описания. Правильно сказал в свое время Эрих Мария Ремарк: «О счастье можно говорить минут пять, не больше. … А о несчастье люди рассказывают ночи напролет». И правда – что мне сказать помимо того, что я впервые испытал такой уровень счастья, особенно после прикосновения к плите, закрывающей трехдневное Ложе Христа, что на службе слезы наворачивались на глаза. Счастье и благодать просто били через край, заливая собой пожар усталости в ногах и голове.… Это просто нельзя описать словами, слова лишь оскорбят всю святость и благодать произошедшего, как и любое подробное описание Царствия Небесного (а описаний таких подробных, собственно, потому и нет). Эта ночная молитва в стенах храма запомнится мне навсегда…

13.11.16

В этот день у нас не было запланировано много мест для посещения, так как завтра нам надо было встать около 4 утра, так что день был, так сказать, разгрузочный. Но, надо сказать, что мы посетили одно место, которое также запомнится каждому, кто его посетил.

Сегодня с утреца, проехав по пустыне, мы приехали к большому ущелью (все окружающие горы, само ущелье и т.д. расположено на сотни метров ниже уровня моря), в котором лежит небольшой монастырь. Сверху смотрелось неплохо, но потом мы спустились немного ниже, повернули за угол и… И… Просто посмотрите на фото (которые я прикреплю) и знайте, что они и процента всей окружающей красоты не передают. Они не передают того момента, когда чувство прекрасного переполняет тебя изнутри и выливается наружу в виде слез, налегающих на глаза; в виде холодка и орды мурашек, которые начинают буквально обжигать твоё тело; в виде слов, которые буквально застревают в горле и в виде одновременно легкости и тяжелой ватности в ногах. И меня одновременно переполняет безумная радость от созерцания этого и горе от того, что я не могу разделить это с Вами в полной мере. Но само присутствие таких бурных эмоций сбивает с ног и уносит мысли в горняя, далеко-далеко, пока ты отдыхаешь после подъема, попивая настоящий кофе с кардамоном, которое монахи любезно готовят для паломников, дабы те восстановили силы после нелегкой дороги.
Монастырь Георгия Хозевита расположен на одной из «стен» ущелья, размещая основную часть строений внутри скалы, которая вся испещрена гротами, пещерками, которые, как можно заметить, переоборудовали в кельи. На время приема почти все монахи уходят в свои кельи, а потому никто доподлинно не знает, сколько же в монастыре на самом деле монахов, так как информация эта серьезно ими же и скрывается.

Как бы это печально не было, но все хорошее рано или поздно заканчивается. Вот и нам надо было уже возвращаться к автобусу и отправляться в деревню Шхем, к месту встречи Иисуса с самарянкой. Вот, что говорится об этой встрече:

Отправившись в путь через Самарию, Спаситель остановился у города Сихарь (по древнему названию — Сихем). Он направился к знаменитому колодцу Иакова у восточной подошвы горы Гаризин. Этот колодец некогда выкопал великий в очах Божиих патриарх Иаков. Глубиной колодец был более пятнадцати саженей и питался подземными источниками, поэтому в нём всегда можно было найти воду.

Утомлённый продолжительным путешествием по сильной жаре, Иисус сел у колодца отдохнуть. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город купить пищи. В это время к колодцу пришла женщина самарянка. Она принесла с собой кувшин с длинной верёвкой, намереваясь достать из колодца воды. Обычно женщины этого города ходили за водой вечером. Но самарянка пользовалась недоброй славой среди горожанок, поэтому, чтобы избежать встречи с ними, она пришла за водой в полдень. Лишь только женщина зачерпнула воды из колодца, Иисус обратился к ней с просьбой дать Ему пить. По речи и одежде женщина сразу определила, что сидящий перед ней незнакомец — иудей, и удивилась: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются».

Видя простодушие женщины, Спаситель обратил её мысль от простой воды, утоляющей телесную жажду, к живой воде благодати Святого Духа: «Если бы ты знала дар Божий, — сказал Он ей, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Но самарянка не поняла слов Спасителя и подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у жителей города называлась живой водой. Женщина с удивлением спросила Христа: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Ужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Желая разъяснить истинный смысл Своих слов, Господь велел женщине позвать её мужа. Самарянка смутилась и ответила, что у неё нет мужа. На это Христос заметил: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Женщина, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. «Господи, вижу, что ты пророк», — сказала она. И сразу же обратилась к Спасителю за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильней и чья служба угодней Богу. «Отцы наши поклонялись на этой горе, — женщина указала на развалины разрушенного самарянского храма на горе Гаризин, — а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Спаситель разрешил её недоумение. В этом споре двух народов  у иудеев было больше правды, так как они сохранили истинную веру и правильное богослужение. Но наступит время, когда иудейство перестанет быть единой истинной религией, и тогда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Ибо угодно Богу, когда люди поклоняются не одним только телом, наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой истинно веруют в Бога, почитают Его своими добрыми делами и милосердием к ближним.

Принимая Христа за пророка и осторожно относясь к Его новому учению, самарянка сказала: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». Женщина была одной из тех, кто ждал Мессию и Его спасения всей душой. Тогда Иисус Христос открылся ей: «Мессия — это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись из города ученики Спасителя. Они удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной-самарянкой. Однако ни один из них не осмеливался спросить Христа, о чём Он говорил с ней.

Слова Спасителя о поклонении Богу в Духе и Истине стали великим Божественным откровением, обращённым к человечеству на все времена. Ныне все возлюбившие Христа и исполняющие Его заповеди слышат Его Божественные слова: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь».

На месте этой встречи стоит большой храм, окруженный небольшим садом и забором, отгораживающем это чудесное места от ужасного Шхема, который является радикальной исламской деревней. Вдобавок к этому, а также к ужасно грязным улицам, напротив храма располагается квартал с палестинскими беженцами, над входом которого висит плакат, почитающих убитых террористов. И свидетельством и постоянного недовольства служит невероятно пошарпанная от ударов камней металлическая дверь, ведущая на территорию храма, а также дырки от пуль в ней же. И в таком окружении этот храм уже более 50 лет сторожит ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ монах, уже давно состарившийся, но не бросивший своего дела. Воистину, такая сила духа, проявленная на деле, поражает всех и каждого, и верующего, и атеиста, потому что сила духа – есть ценность всеобщая. И вот у этого монаха ей стоит учиться.
Уже вечерело, и мы отправились в Вифлеем, «домой». По пути мне удосужилось насладиться не только первой и последней пробкой за время поездки, но и чудесным красно-розовым закатом в пустыне…

14.11.2016

Ранним утром, около половины пятого, наша группа отправилась в Иерусалим, в Гефсиманский сад. В этом месте прошла последняя ночь Иисуса перед своим арестом, пытками и последующим распятием; ночь, в которую его предал Иуда и продал его властям за 30 серебряников. Этот сад, что тогда был умиротворённым местом, что сейчас, хотя за ним скрывается печальная, несправедливая и страшная история. Ныне в этом саду стоят православный храм Марии Магдалины на месте, в котором отдыхали апостолы и латинский (католический) храм Моления о Чаше на месте, где проходила последняя молитва Иисуса перед арестом, в которой он смиренно просил своего небесного Отца если не даровать ему спасение от мучений, то хотя бы помочь их пережить с достоинством. Молитва была изначально агонии, так как он знал, что его ожидает. Потому с латинского языка храм также переводится как «Храм Агонии». Построен он напрямую по византийскому эскизу, на останках древнего византийского храма.

После славной и молитвенной литургии в храме Марии Магдалины, мы отправились изучать Гефсиманский сад, который является еще и довольно экзотичным местом. Сам Иерусалим находится, по факту, в пустыне, но сад просто кишмя кишит тропическими и привозными цветами, кустами и деревьями. Настоящий оазис.

Покинув его уже после наступления утра, мы подошли к стоящей поблизости гробнице Святого Семейства. Там похоронены Иаким и Анна, родители Богородицы. Также, её саму собирались там похоронить, но, когда апостолы открыли гробницу на третий день после Успения, дабы дать попрощаться с ней апостолу Фоме (это связано с одной из предсмертных просьб Девы Марии – попрощаться с каждым апостолом), то тела не обнаружили. Её Небесный Сын забрал её к себе, дабы и она оставалась в равной ему святости.
Сейчас в этой пещере помимо мощей Иакима и Анны, а также Ложа Богородицы, находится Иерусалимская икона Божией Матери, самый почитаемы её образ, пусть и не самый древний. Сама пещера разделена между армянами (монофизитами) и Иерусалимским Патриархатом (православными), но это не мешает проходу одних в часть других, дабы облегчить жизнь паломникам.

Далее мы отправились на гору Елеон, к месту Вознесения Господня. Вообще, надо заметить, что из всех гор, мною упомянутых, горой в привычном понимании этого слова были лишь Фавор и гора Искушений. А остальные больше напоминают холмы, закованные в дороги и дома. Ну да не суть.

Гора Елеон — это не только место Вознесения Господня, но и самое древнее действующее кладбище на Земле. Оно имеет от 15 до 30 слоёв. На горе стоит Вознесенский православный монастырь, а также небольшая мечеть неподалеку. И, как бы странно и неправильно это не было, но камень со ступней Спасителя, возносившегося на небо, находится именно в мечети. Вообще, удивляюсь мусульманам, прагматичные же люди.… Надо разграбить и согнать с места христиан – они защитники веры. Надо получить выгоду – они закрывают глаза и ищут оправдания. Неплохо устроились, скажу я вам…

А дальше у нас был самый запомнившийся участок поездки для наших ног – несколько часов ходьбы по Старому Иерусалиму. Он разделён на четыре квартала (христианский, мусульманский, еврейский и армянский (коптский)) и Цитадель. Все это окружено много раз реставрированными, но величественными и мощными стенами. Мне кажется, что если приложить ухо к ней, то можно услышать шум от рек с кровью, которую проливали в разные годы здесь все, от иудеев до крестоносцев. Сколько раз на сих местах вершилась история — осознать сложно. Надо сказать, что в этих, казалось бы, исторических кварталах, живут общинами самые обычные люди, стоят самые обычные лавки и идёт почти обычная жизнь. Идёт вплотную к примерно пятидесяти монастырям, куче лавок, школ, небольших колледжей, Стене Плача… И все это на, внимание, ОДНОМ КВАДРАТНОМ КИЛОМЕТРЕ. Я просто в шоке от благодати этого места. Оно… Оно просто внушает.

Примечание от автора в реальное время: в  Храме Гроба Господня (или же Храме Воскресения Господня) мы бывали практически через день. Но именно сегодня, когда у нас и свободное время было, и еще одно посещение, я сделаю его описание.

Дальше, через узенькие улочки христианского квартала мы вышли к большому храму, на храм то и не похожему: нагромождение готических и романских идей, слитое воедино. Под сводами этого храма находится и скала Голгофа, облицованная в мрамор, и пещера, которая сейчас является Кувуклией (будто бы небольшая каменная часовня), в которой был похоронен и воскрес Спаситель. К этому храму всегда стекается толпа и мусульман, и коптов, и католиков, и протестантов, и православных. Это место — Храм Гроба Господня.

Храм стоит на этом месте с 4-го века. Местами разрушавшийся, местами с надстройками, местами потертый за свои более 1.5 тысяч лет существования, он переживал несколько страшных землетрясений. Например, в 1927 году в результате землетрясения была повреждена Кувуклия и плита, накрывающая ложе, на котором лежал Господь. В 1947 году британцы признали её аварийной и закрепили железной скобой. И только сейчас, спустя почти семьдесят лет, различным церквям, представленным в Храме, удалось договориться о её ремонте, который ещё идёт. Несмотря на это, вход к Гробу свободен и я тоже к нему приложился, повторив тем самых в стопах своих и первых христиан, и крестоносцев, и всех других паломников.

Под конец дня большая часть группы взмолила нашего гида Дениса о пощаде, так как несколько часовое хождение не для всех может пройти бесследно. Мы вернулись в автобус, а позже и в гостиницу с мыслями о том, что завтра у нас будет последний день пребывания на Святой Земле, после чего мы все по-настоящему вернемся домой. И, пожалуй, впервые я по этому дому не скучал – вот как цепляет людей это место.

15.11.2016

Ну, вот и финишная прямая, так сказать. Во вторник у нас последний полный день пребывания в Иерусалиме. Будем ходить по монастырям Святого Града, а также с утра у нас запланирована аудиенция у патриарха Иерусалимского. Но сначала – литургия в храме Рождества, в Вифлееме.
Ранняя литургия прошла в необычайно красивом и статном храме Рождества Господня. Правда, он весь стоит в строительных лесах, но это совершенно не помешало нам побыть на службе в подземном храме, на месте Рождества, в той самой пещерке… Я до сих пор шокирован, что мои грязные, грешные, опороченные грехом руки прикасались по милости Божией к его святыням.… Это стало для меня главным доказательством тех слов, что «Господь всех прощает». Воистину, так оно и есть.
На аудиенции в невероятно красивом и богатом здании Иерусалимской патриархии не было ничего особо удивительного и невероятного. В зале собралась большая группа совершенно разных людей, которым Патриарх Иерусалимский Феофил выразил свою благодарность за посещение Святой Земли и Святого Града, а также пожелал счастливого пути и дал духовные напутствия, после которых  мы с чистой совестью последний раз поклонились Гробу Господню и, некоторые даже со слезами на глазах, отправились в аэропорт…

Дальше я просто не вижу смысла описывать происходящее: посадка, самолет, перелет, приземление, поезд, дом.… Все заурядно и уже знакомо. А потому – пора подвести итоги.

Подходят к концу 10 дней моей поездки. Что же сказать? Даже не знаю. Ремарк уже в своё время сказал, что о счастье человек не может говорить долго (да, я знаю, что я повторяюсь, но уж больно верная цитата). Что надо говорить, если все прошло успешно и ты просто счастлив? Да, я просто счастливый человек, который побывал на тех местах, где история человечества течёт уже давно, тысячи и тысячи лет, я побывал там и прикоснулся к ней, я стал её частью, причастным к ней и к чудесам, с которыми она связана.… Не знаю, как остальных, а лично меня эта поездка заставила поверить в Бога и в его чудеса с новой силой, поверить с пожаром в груди, поверить по-настоящему, без прилагательных, как говорится. И это меня больше всего радует и приятно удивляет, дорогой дневник. И я не говорю тебе прощай, я говорю лишь – до свидания. Надеюсь, что когда-нибудь я побываю там вновь. Пусть на то будет Воля Божья.

Федор Анохин (16 лет), ученик 11-го класса СОШ с. Воскресенское