Беседа преподобномученика Кронида (Любимова) (+1937г.) в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Плодотворность труда и пагубность преступной лени.
Господь наш Иисус Христос часто любил учить образами и примерами из окружающей жизни,чтобы понятнее и глубже запечатлеть в сердцах слушателей проповедуемую истину. Так,однажды сказал Он: «Один господин, отправляясь путешествовать в дальнюю сторону, призвалрабов и вручил им части своего имущества. Одному дал пять талантов (Талант — 50-60 килограммов серебра), другомудва, а третьемуодин, каждому по его силе, и тотчас жепростился с ними, а рабы отправились каждый на дело свое. Получивший пять талантовтрудолюбиво удвоил их, так же поступил и второй, приобретя на полученные два таланта другиедва, а получивший один талант пошел и закопал его в землю, ему не хотелось поработать надним: ленив он был.
Прошло много времени. Господин возвратился и зовет рабов дать отчет в полученныхталантах. Приходит первый, говоря: «Господин! пять талантов дал ты мне; вот, другие пять приобрел я на них».«Хорошо, добрый и верный раб,ответил господин, — в малом был ты верен, над многим тебя поставлю». Приходитвторой и также вместо двух приносит четыре таланта, похвалил и его господин. Вероятно, какие радостные, довольные,бодрые пошли верные рабы после похвалы господина, несомненно, благословляли они те счастливые минуты труда, вкоторые умножили полученные таланты. Приходит третий и лукаво оправдывает свою леность: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин обличил бесстыдного раба его же словами: «Если ты считал меня за жестокого,несправедливого, скупого, то тем более следовало бы тебе задобрить меня умножением моего имущества. Возьмите же у него один талант,сказал господин своим слугам, — и отдайте имеющему десять; так всякому, кто имеет, дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 14-29).
Нужно ли подробно объяснять эту притчу? Она понятна. Господинэто Бог, рабылюди, талантыэтоспособности души, здоровье тела, имуществословом, все, что дает нам Господь. Те, что на полученные талантыприобрели другие, — люди трудолюбивые, усилиями своей воли умножающие имущество и разные житейские блага себе илюдям на пользу. Раб, закопавший талант в землю, — это ленивец, который не только небрежет даром Божиим, но поогрубению сердца не хочет и сознаться в своей небрежности, упорно, бесстыдно сваливает вину на даровавшего емуталант. Время пребывания господина в стране далекойэто наша земная жизнь, в которой мы не видим Бога очамителесными, а потому и забываемся иногда, живем так, как бы Бога совсем нет, будто бы нам никогда не придетсяпредстать пред судом Его. А суд неизбежен, судэто отчет рабов по возвращении господина, отчет наш после часасмертного, когда одни услышат похвалу, а другие справедливое осуждение. Наделяет Господь нас дарами духовными иземными благами не одинаково, сообразуясь с силами каждого из нас, то есть насколько кто может воспользоваться имидля блага и спасения своего собственного и ближних своих.
Духовные дарования и земные блага, данные нам Богом, мы должны стараться развивать и усовершать в себе дляпользы своей собственной и ближних. Например, кого Господь одарил большим умом, тот, умножая свои познания, долженразвивать и усовершать умственно других, менее его развитых. Кого Господь поставил начальником, тот, начальствуя,должен иметь в виду не удовлетворение своего самолюбия в подчиненных ему, но их пользу душевную и телесную,должен быть примером веры и нравственности для подчиненных ему, справедливым и беспристрастным судиею их. КогоГосподь наделил богатством, тот может умножать свое богатство получением, например, в торговле процентов, какиедозволяют закон гражданский и совесть, не нарушая любви и справедливости в отношении к ближним, особенно к бедным.Прибытками своими богатый должен делиться с бедными, не величаясь при этом пред ними и не требуя себе особенногопочета и уважения от облагодетельствованных, помня, что богатство дано человеку Богом, которым человек, как тольковременный приставник, должен распоряжаться благоразумно во славу Божию и на пользу своего ближнего (Рим. 12, 3-21).Если же кто живет только для себя и своего удовольствия, богатство приобретает и умножает разными неправдами,преступлениями и хищничеством, притеснением бедных, не обращая внимания на их страдания от голода и холода,доводит их до отчаяния, такой человек воистину подобен тому злому рабу, сокрывшему свой талант в землю и нехотевшему приумножить его добродетельной жизнью для славы Божией и пользы ближнего. Он, как хищный зверь, лишьсмотрит на чужое достояние завистливым оком и, непрестанно научаемый диаволом, устремляет мысль свою к угождениюкакойлибо своей страсти или к обиде ближнего своего, чему немало мы видим и примеров, особенно в наше время.Расскажу вам следующее.
Лет двадцать тому назад в Москве случайно встретились два приятеля. Знакомство их было с детства. Встречапроизошла в квартире одного из друзей, тот и другой были очень рады, радость свою пожелали выразитьвместевыпить. Один из них служил доверенным одной известной фирмы и в момент встречи с товарищем имел при себе крупнуюсумму хозяйских денегдо 10 тысяч рублей, полученную им по доверию хозяина. Когда друзья развеселились подвлиянием выпитой водки, пожелали на радостях повеселиться как следует по русскому (хотя и не похвальному) обычаю,кутнуть. Из квартиры перешли в ресторан. Пред выходом из квартиры охмелевший гость обращается к хозяину квартиры,своему другу, с просьбой взять на хранение сумму 10 тысяч рублей, боясь, как бы не обронить их или чтобы их не вынули.Хозяин с любовью согласился, взял деньги, уверяя друга своего, что они будут сохранны. Ночь прошла в кутеже и оргии донеприличия. Утром с тяжелой головой проснулся гость в квартире друга, не отдавая себе отчета в том, что было вчера, ипервое, что ему пришло на мысль, — это хозяйские деньги, которых в кармане не оказалось; а что он их вчера отдал нахранение другу, забыл или хотя и помнил, но очень смутно. Входит в комнату гостя хозяин и, видя страшное смущение ирастерянность гостя, спрашивает: «Что с тобойГость в волнении говорит ему: «Вчера, если мне не изменяет память,кажется, я тебе отдал на хранение хозяйский капитал, 10 тысяч рублей, прошу тебя, верни эти деньги мне обратно». Присловах и просьбе гостя вернуть обратно капитал хозяин, друг его, сделал на лице своем удивление и сказал: «Какиеденьги? Я никогда их от тебя не получал и в первый раз от тебя лишь слышу, чтобы при тебе был такой большой капитал».Смущению гостя не было конца, а хозяин смотрел на него холодным враждебным взглядом. Понял несчастный гость, чтоименуемый друг его решился твердо завладеть деньгами его хозяина, и было ясно, что надежды на возвращение нетникакой. Гость встал со стула и, шатаясь, вышел из комнаты, а минут через двадцать по всему дому огласилось, что вквартире неизвестный человек погиб от отчаяния. Несчастной жертвой погибели и был доверенный, так вероломноокраденный своим другом.
Воистину, таковые обидчики, по учению слова Божия, сами предадятся смерти безвременно (см.: Иез. 18, 13). Кромесего, неправедно приобретенное и с таким ужасным преступлением, как сказано выше в примере, Господь не приемлет вхрам Свой святой и, вместо милости и благоволения Своего, посылает таковому «благодетелю» наказание, как грабителюбедных и несчастных, и, как для неключимого раба, сокрывшего талант, данный Божиим благоволением, приуготовляетсятаковому тьма кромешная.
Други мои! Кому Господь дал один талант, силу крепкую при бедности, тот должен трудиться усердно, приобретая длясебя и семейства насущный хлеб; трудиться, и не роптать на свою бедность, и никому не завидовать, а быть довольнымсвоим состоянием, помня, что кому Господь дал много, с того много и взыщет, а с получившего мало, но проходившегожизнь свою в смирении и кротости, мало и взыщется (Лк. 12, 48).
Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанностей низшего звания, но в глубоком смирении,представляется нам в житии преподобного Евфросина, жившего в IX веке в странах аморейских (Амореи — одно из хананейских племен. Амореи отказали евреям в праве прохода через их земли, были разбиты и впоследствии ассимилированы), близ Палестины.
Преподобный Евфросин родился от родителей простых, но добрыми делами превзошел благородных. Живя вмонастыре, Евфросин служил братиям на поварне, но служил не как людям, а как Самому Богу, с великим смирением ипослушанием, трудясь в своем деле день и ночь, при этом никогда не оставлял и молитвы с постом. Кротко переносил онмногие обиды, поругания, досады; возжигая вещественный огонь, он распалялся огнем любви божественной и горелсердцем ко Господу. Варя пищу братии, добродетельной жизнью своей готовил себе трапезу в Царствии Божием, дабынасытиться с теми, о которых сказано: «Блажен, иже снестъ обед в Царствии Божии» (Лк. 14, 15). Он работал Богу тайно,и воздал ему Господь явно. Господь явил это воздаяние рабу Своему таким образом: некоторый пресвитер (священник),живший в одном с Евфросином монастыре, всегда молил Господа о том, чтобы Он явил ему чувственно будущие блага,уготованные любящим Бога. И вот в одну ночь было иерею тому видение. Представилось ему, будто он стоит в раю, сострахом и радостью рассматривая красоту его, и видит ходящего в том раю повара своей обители Евфросина. Подошедшик нему, он спросил: «Брат Евфросин, не рай ли этоЕвфросин отвечал: «Да, отче, это рай Божий». Иерей опять спросил: «Как же ты здесьЕвфросин отвечал: «По великой благости Божией я поселен здесь жить, ибо это есть обительизбранных Божиих». Иерей сказал: «Имеешь ли какую власть над этими красотами? Можешь ли дать чтонибудь из сего?» — «Если хочешь, — сказал Евфросин, — возьми по благодати Бога моего». Тогда иерей попросил у него яблок, иЕвфросин взял три яблока и положил ему в платок. Вдруг ударили к заутрене, и иерей, проснувшись, принял видение заобыкновенный сон, но, протянувши руки к платку, нашел действительно яблоки, от которых исходило необыкновенноеблагоухание. Пришедши в церковь, иерей нашел Евфросина стоящим в собрании на утреннем пении. Он подошел к нему ис клятвой выведал у него тайну видения, и все, что он видел во сне, подтверждено было свидетельством преподобногоЕвфросина. По окончании службы иерей поведал виденное братии и показал им три райских яблока, от которых всеисполнились духовной сладости. Затем пошли в поварню к Евфросину поклониться этому рабу Божию, но не нашли его,ибо он, вышедши из церкви, скрылся, избегая славы человеческой и больше в монастырь не являлся. Яблоки же братияразделили между собой и раздали другим на благословение и на исцеление от болезней. И получили все большую пользуот такой святости преподобного Евфросина, восходя к подвигам высшим (Память преп. Евфросина Палестинского (IX в.) празднуется 11/24 сентября. См. «Воскресную беседу» за 1887 г. № 37).
Воистину, и малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижинеспасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброедело человека, невидимого в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действуетв сем качестве на видящих, привлекая к добру, и даже под управлением Провидения простирает иногда свое действие нанеизмеримую даль. Посмотрите на указанную Сердцеведцем вдовицу, которая по избытку благочестивого усердияпоследние две лепты положила в сокровище храма. Какое маленькое доброе дело, но пред сколькими уже миллионамичеловек просветилось оно и еще будет просвещаться в Евангелии, уча одних делать добро и при малых возможностях, адругих и в малых делах, и в малых людях высоко ценить доброе чувство и святую мысль!
В добавление к сказанному и для большего пояснения считаю нелишним присоединить еще и следующий рассказдостойного уважения священника Ярославской губернии. Он говорит: «Во время служения моего (1830-1837 гг.) в санесвященника в селе Белом Пошехонского уезда Ярославской губернии была в моем приходе безродная девица Наталья,имевшая около 60 лет от роду. Она была не совсем здорова и, высланная от господ в вотчину, для прокормления себямилостыней часто ходила в церковь и усердно молилась, нередко она посещала и мой дом. За нелицемерную кротость ибезропотное перенесение крайней нищеты многие любили ее. Вот что рассказывала она в назидание подобных себенищих. Лишившись места при господском доме, она сперва нанималась на разные работы, чтобы не быть тунеядкой, нопотом, по болезни, должна была ходить по миру и питаться милостыней. В одну ночь видела она сон, до того поразившийее, что она оставила нищенское скитание.
Сон ее был таков. Ей снилось, будто некто привел толпу оборванных нищих, а с ними и ее к реке, через которую имвсем нужно было перейти по узкой плотине. Стоя на берегу, обремененная нищенским кошелем, с трепетом смотрела онана бедственную переправу, и, видя, что переходившие от избытка мешков и сумок, набитых разными запасами,низвергаются в глубину реки, пала от страха на землю, и потом кинула свой кошель с мыслью никогда не собиратьмилостыни. Тут она проснулась и сказала сама себе: “Как же избегну я потопления за прежние милостыни, ведь моегокошеля никто не взял, поэтому на меня же опять навяжут”. И что же она? Она решилась целый год есть хлеб с угольями идо того была тверда в своем намерении, терпении и посте, что даже сомневалась, можно ли ей в светлый день Пасхиразговеться сыром. Она никуда не выходила за милостыней и очень редко (вероятно, из угождения доброхотным дателями чтобы скрыть свой подвиг от людской молвы) принимала ее от приносивших; усердно служила своим домохозяевам тем,что нянчилась с их детьми, особенно в рабочую пору и в ночное время. Среди таких занятий, не имея досуга для обычнойцерковной молитвы, она просила ангеловхранителей тех младенцев, которых она покоила, молиться за нее у престолаБожия. И эта молитва ее не была напрасна: в часы домашней молитвы ее, когда дети засыпали, ей виделся пред святымииконами, близ которых почивали дети, свет от лампады, хотя ее хозяева зажигали лампаду лишь на воскресные ипраздничные дни».
Так награждается кроткое послушание и безмездный труд! И в малом таланте мы видим великое приобретение.
Значит, счастливейший из людей тот, кто меньше получил от Бога даров духовных и материальных и, с усердиемтрудясь на указанном ему поприще в жизни, благодарит за все Бога, будучи всегда довольным своей долей, а в трудныхобстоятельствах жизни не ропщет на Бога, ибо от такого человека в день последнего Суда Христова, когда Господь от всехнас потребует отчета в употреблении данных нам даров, потребуется меньше, как от получившего даров меньше, а полнойпреданностью его воле Божией и безропотным перенесением им житейских скорбей покроются его грехи, немощи иневедение и он, как верный раб Христов, услышит сей радостный для него глас Господа: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). А кто получил много, тотдолжен сделать и большие приобретения, то есть больше сделать добрых дел, ибо от него много Господь и потребует. Ичто он ответит, если окажется, что он злоупотреблял своими дарованиями: живя на земле, имел на первом плане неспасение души своей и славу Божию, а славу мирскую, плотские удовольствия и свои личные интересы земные; необращал внимания на бедность и несчастное положение своих ближних, а жил только для себя самого; был подобенодному здешнему петербургскому богатому наследнику, унаследовавшему после своего дяди восемь миллионов, которыепрожил неразумно в течение шести лет? А между тем сколько бы он мог сделать добра на эти миллионы во славу Божию,на пользу и радость ближнему! Увы! Он не приумножил данный ему Богом талант, но своим неразумным действиемпогубил или зарыл его в землю, и аще не покается (потому что он еще жив), то, несомненно, услышит по смерти с прочимиподобными себе сей страшный глас Господа: «Этого неключимого раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов»(Мф. 25, 30). О, как страшно услышать такой ужасный приговор от грозного Судии и Господа! Убоимся сего,и, пока есть время, пока таится в нас светильник жизни, покаемся, и помыслим, какой ужасный вред причиняем мы своейдуше небрежным отношением к спасению.
Други мои! Подумайте: для чего дано нам время? Для чего живем мы на земле? Для того, чтобы ценою временноготруда купить вечный покой. Какую же потерю терпят те, кто теряет время в праздности! Какой ущерб несутневознаградимый, опуская время без пользы для жизни загробной! Не возвратится к нам ни один из тех дней, которыепрожили мы в рассеянии, не возвратится к нам ни один из тех часов, которые продремали мы, пропустив мимо глаз бездела. Что прошло для нас без пользы, то потеряно навсегда. Повторяется ли путь жизни нашей? Нет. Улетели, промчалисьневозвратно лета цветущей юности, которые провел ты так неумно. Не возвратятся к тебе и счастливые лета мужества,когда ты имел столько сил трудиться для Господа и когда, однако, трудился для греха. Остановись же, чтобы не делатьболее потерь невозвратимых. Время летит, каждое мгновение его быстрее молнии. Настоящая минута ускользаетнезаметно, следующая сменяет ее и также мчится мимо. Неудержимый бег часов, дней и годов уносит у нас все,выбрасывает нас самих на берег вечности. Последний же час сталкивает нас в бездну, где бедная душа с ужасом видитсебя пред судом Бога Живаго и должна выслушать грозный приговор Мздовоздателя. Неосторожный брат мой! Ты толькодумаешь, как прогнать время, а не видишь, что оно само гонит тебя; оно сгонит тебя наконец и с лица земли, но куда?..Одумайся, осмотрись, что ты делаешь? И помимо страсти к беспечной праздности, время течет так быстро, что с трудомловят его внимательные к цене его. И независимо от желаний рассеянной души, долга ли жизнь наша, которой надобноприобретать покойную вечность? А люди еще сокращают дорогое время праздностью! А люди еще ускоряют бег быстроговремени рассеянностью! Не дело ли это безрассудной нерасчетливости? Не дело ли это преступного невнимания к своейучасти? Блюдитекако опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть(Еф. 5, 15-16). Пока есть время благоприятное, пока длится день спасения (2 Кор. 6, 2), пользуйтесь временем (Кол. 4, 5).Для праздности ли мы созданы Богом? Нет. И в раю первый человек должен был трудиться. «Я введе его в рай сладости,делати его и хранит, — говорит Бытописатель (Быт. 2, 15). Что ж думать нам о назначении человека, потерявшего грехамирай? «Проклята земля в делех твоихв поте лица твоего снеси хлеб твой» — так сказано падшему человеку (Быт. 3, 17-19). Как же падшим людям жить в праздной неге? Как жить без заботливых трудов на земле проклятой? Не собирают лиэти люди новое проклятие на свою голову за дерзкое пренебрежение волей Правосудного? Чем им оправдать себя? Силыесть, назначение показано. Тот, кто, имея силы трудиться, не трудится, а предается праздно неге, — слуга негодный,зарывающий талант милости Божией в землю (Мф. 25, 18, 30). «Молим же вы, братиелюбезно прилежати, ежебезмолвствовати и деяти своя, и делати своими руками, якоже повелехом вам» (1 Сол. 4, 10-11) — такова заповедьапостола. И знаете ли, кому дает он такую заповедь? Тем, которые под видом благочестия не хотели заниматьсятелесными трудами. Он в другом послании своем пишет о них: «Таковым запрещаем и молим о Господе нашем ИисусеХристе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят» (2 Сол. 3, 11-12).
Люди, всего менее зная самих себя, не примечают, какое действие производит в душе праздность. Они думают, чтопровести день, провести два в праздной рассеянности ничего не значит для души, кроме отдыха. Но так ли это на деле?Сердце человеческое не может быть праздным, душа наша не может быть без дела. Если не занят ум святыми мыслями,он занимается пустыми и вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными, оно дышит чувствованияминечистыми, мутными, земными. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией, она идет путем греха каду. Не забудьте притом, что расстроенная грехом душа наша далеко более расположена к деятельности недоброй, чем кделам богоугодным, и потому, оставаясь в праздности, она скоро завлекается на путь греха. «В похотех есть всякпраздный», — говорит Соломон (Притч. 13, 4). «Праздность научает мнозей злобе», — говорит сын Сирахов (Сир. 33, 28).Страсть к развлечениямистинная болезнь. Отнимая дорогие часы у занятий должных, она порождает расслабление вдуше и отвращает ее от труда. Больной иливовсе не делает должного, или выполняет его неохотно; он придумываетпредлоги, как бы увернуться от труда, спешит в общество людей, подобных ему; всякий труд ему в тягость, каждое занятиеполезное не по сердцу, все доброе становится для него неприятным, утомительным, скучным и все худоезаманчивым.Потому самые святые обязанности остаются невыполненными и душа засевается семенами пороков.
Посмотрите на молодых людей, привыкших к длительному безделью. Чем они заняты? Что у них на душе? Вывстретите их на улице, в собраниях, в публичных местах, но редкоредко за добрым делом; отвыкнув от трудов, онирасточают имение, собранное родителями их, пока порок, истощив у них силы и все, не ввергнет их в нищету, болезнь ираннюю могилу. Посмотрите на мать семейства, привыкшую гоняться за ветром. Достойна ли она высокого имени матери?Дети ее, как сироты, редко видят ее, за домом смотрят чужие, она в своем доме как чужая, ей хорошо везде, только не сосвоими. Сколько пороков, сколько дел грязных не было бы допущено людьми, если бы занимались они делами званиясвоего! Не занимаясь, чем должно заниматься, занимаются пустыми толками, пересудами, злословием, насмешками,клеветами. Сколько гнилых слов, сколько обидных для совести и смысла небылиц придумывает праздность! Те самыелюди, которые ложь и клевету считают за низкие пороки, от нечего делать сыплют ложь и клевету! Покой и честь, счастье ижизнь отдают на казньНе праздность ли придумывает веселости соблазнительные, собирает общества нетрезвые,изобретает забавы и наряды разорительные? А чем все эти занятия награждают душу? В душе являются скука, томление,грусть, пустота. О, когда бы душа для рассеяния этой скуки не обращалась снова к занятиям, любимым праздностью! Ксожалению, чем более привыкают к праздности, тем менее любят печальное раскаяние, и душа празднолюбиваястановится жилищем нечистот.
Но знают ли все эти люди, провождающие драгоценное время сей жизни в праздности и нерадении о своей душе,какого они лишаются сокровища в вечности? Знают ли они, что праздность есть мать всем порокам, влекущая каждуюнерадивую душу христианина к погублению и сокрытию талантов, данных нам от Бога для прославления Его святогоимени и к пользе ближнего? И знают ли эти люди, помраченные суетой житейской, что только трудом, прилежным трудомприобретается Царство Небесное и приумножаются таланты благодати божественной в душе труженикачеловека, ибо иГосподь исчисляет все труды человеческие, чтобы за них воздать Свою небесную награду, что мы и видим ясно изследующего примера. Некоторый старец, повествуется в отеческих сказаниях, безмолвствовал в пустыне. Келлия егостояла далеко от воды, за несколько верст. Однажды, идя за водой, старец устал и сказал сам себе: «Что за нужда мнепереносить этот труд? Перемещусь и буду жить близ этой воды». Таким перемещением старец облегчил бы себя, нонарушил бы свое безмолвие и изменил бы таким образом своему иноческому обету. Когда он размышлял, как лучшепоступить, оглянулся назад и увидел когото идущего за ним и замечающего следы его. Старец спросил его: «Кто ты?» — «Я ангел Господень, — отвечал тот, — и послан от Бога исчислять твои шаги, чтобы за каждый шаг ты получилмздовоздаяние». Старец, услышав это, немедленно укрепился духом и уже терпеливо переносил отдаленность келлиисвоей от воды. Видите, други мои, как драгоценен труд человека для Бога, трудящегося во славу Его святого имени и дляспасения своей души.
Чего ждать другу праздной жизни в вечности? Праздность засеяла душу его только дурными семенами, от которых невырастет там ничего, кроме скорби безотрадной. А за небрежность к дарам Божиим ожидает его суд неумолимый Правды.О нем скажут так: «Неключимаго (ленивого) раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 25, 30).
«Всем время и время всяцей вещи под небесем»,говорит Премудрый (Еккл. 3, 1). Конечно, нам нужен отдых длятела и нужен отдых для души. Иначе и тело изнеможет от труда беспрерывного и душа ослабеет от напряженияизлишнего. И Спаситель наш, как человек, давал телу отдых; после долгой беседы видим Его спящим на море во времябури (см.: Лк. 8, 23). Но иное дело давать себе отдых после утомления делами, другоелюбить только безделье; иноедело давать отдых душе переменою занятий, достойных души, другоенаполнять время отдыха деятельностью, вреднойдуше. Мало ли занятий, которые душу, утомленную делами, могут освежать и оживлять? Чтение книг, возвышающих духнад суетой жизни, посещение печальных и больных, беседа о спасении души; каждое занятие для Господа, как бы онолегко ни было, — занятие спасительное для души. Но так ли отдыхают в мире? О! Мир не знает в кругу жизни своейпраздности, он называет праздностью только жизнь молитвы. А его невинный отдых там, где удовольствия изнуряют егодух и тело. Ах! Страшно будет миру, когда Господь потребует отчета в употреблении времени и сил!
Возлюбленные братия, берегитесь праздности. Она так противна воле Божией о нас, так вредна нашей душе, онагрозит страшной участью в вечности. Дорожите временем, дорожите каждой минутой: времядорогой дар Божий.Творите дела благочестия охотной душой, трудитесь, подвизайтесь, не забывая, что тернистый путьпуть к небу, алегкий путьк аду. Благодать Божия да будет с вами! Аминь.
Сентябрь 1913 г.