Проповедь Священника Даниила Сысоева (+2009г.) в неделю 4-ю Великого поста

День памяти Иоанна Лествичника
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю вас с воскрес­ным днем и с памятью преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, память которого Церковь совершает в четвертую не­делю Великого поста. Сейчас мы миновали се­редину поста, преполовение поста уже совер­шилось, мы прошли Крестопоклонную неделю, мы приложились к Честному Кресту Господню. И Церковь напоминает нам об одном из главных аскетических творений, «Лествице», руково­дясь которым мы строим нашу духовную жизнь. Преподобный Иоанн, настоятель Синайского монастыря, который жил в VI веке, описал лест­ницу, ведущую от земли на Небо, описал, каким образом можно взойти к небесным высям. Он дал руководство в деле спасения и показал, как нужно постепенно подниматься по тридца­ти трем ступеням, по числу лет Иисуса Христа, чтобы дойти до высот Богоподобия — верхней ступени, которая называется Божественная лю­бовь. Бог и есть любовь.
Пребывающий в любви в Боге пребыва­ет, как сказал апостол Иоанн Богослов. Иоанн Лествичник говорит нам, как подняться до Божественной любви. Начинается все с отре­чения от мира, с того, что человек отрекается от жизни по-мирски, не в том смысле, что он уходит в монастырь или начинает носить вериги, а че­ловек отказывается жить как все. Нужно жить, как Бог, а не как все. Это самая первая ступень­ка, с которой начинается подъем к Небесам. Понятно, если человек хочет жить как все, о ка­ком подъеме может идти речь? Никакого подъема к Небесам у человека не получается. Он остается здесь, и участь у него та же, что ожидает и Землю: конце времен она будет охвачена всемирным ог­нем и сгорит. То же произойдет с теми, кто живет по земным законам. Они будут брошены в огонь за то, что не захотели подняться к Небу по лес­тнице, которую открыл Сам Бог. Эта лестница, которая дана нам при Боговоплощении, имеет множества ступеней. Эти ступеньки — различ­ного рода добродетели,
«Лествица» — настольная книга любого православного христианина. Если не можешь справиться с той или иной страстью, нужно обра­щаться к ней, как к инструкции. Или не знаешь, как достичь той или иной добродетели. Все это в ней открыто, там описана душа в самых тончайших ее проявлениях, в самых тонких и часто незаметных дня обычного наблюдения корнях души. Часто читаешь и думаешь: действительно, как точно написал Лествичник, все так и проис­ходит, а я этого не замечал, себя обманывал или просто не задумывался. Самый удобный прием дьявола — он заставляет нас не думать. Бог ве­лел думать, но многие сопротивляются, думать не желают, хотят, как кошки с собачками, быть, а не как люди. А Бог хочет, чтобы мы людьми были, Потому что Он нас людьми сотворил. Бог заставляет нас думать, вдумываться, заставля­ет нас понимать корни нашего духа, потому что не так важно для человека познать происхожде­ние атома, как важно познать корни своей души. И Лествичник открывает эти корни, потому что мир Божий руководил им.
Одно из главных правил таково: ты дол­жен стараться устраивать Себе некий экзамен. Необходимо проводить исследование своей ду­ши: на какой уровень ты поднялся? Не для того, чтобы сказать, какой я правильнейший человек, а для того, чтобы посмотреть, в правильном ли направлении я иду. Как в лесу: человеку нужно остановиться и сориентироваться на местности, а то можно безрассудно зайти в чащу. Вот и надо делать такие остановки, чтобы посмотреть, где путь Божий. Об этом говорит и пророк Осия: ос­тановитесь на своих путях и посмотрите, где путь Бога, и идите по нему. Лествичник говорит, что нужно посмотреть, не находимся ли мы, достиг­шие уже зрелых годов, в первом классе? Если мы не поднимаемся по ступеням добродетели, это нам никак не делает чести, не свидетельству­ет о нашей мудрости. Поэтому необходимо уметь просматривать, в каком состоянии наше сердце, что происходит с нами, к Небу мы идем или уда­ляемся от него. Здесь необходима максимальная честность. Есть дьявольское искушение, о ко­тором мало говорят, но оно часто встречается. Человек ходит с постным выражением лица и го­ворит, что он такой грешный, он никакого духов­ного роста не имеет, он ничего недостоин, никуда не пошел, поэтому ему не спастись. Под видом смиренмя дьявол вкладывает в душу уныние, от­чаяние, расслабляет наши руки, чтобы мы не де­лали добрых дел. Христу не нужно такое смире­ние. Поэтому нам нужно, чтобы мы точно знали, где находимся.
Что нам Бог дал доброго, не мы сделали. Хвалиться добрым незачем, но знать, что добро­го Бог нам открыл, можно и нужно. Глупо сказать человеку, который прочитал Библию десять раз, что он Библию не знает. Он может не знать тайн Библии, но сюжет Библии он точно знает, запо­веди Божии знает. Такой экзамен себе нужно ус­траивать, и как можно чаще. Надо четко знать, что я знаю, а чего не знаю. Я сделал то-то, а не сделал вот этого. Эту страсть Бог во мне побе­дил, обязательно нужно сказать не «я победил», потому что как только вы скажете «я победил», сразу же страсть вылезет, уцепится за вашу гор­дыню, высосет все силы и благополучно поднимет свою рогатую голову. Нужно сказать, что «Бог во мне победил», усмирил сейчас эту страсть. Слава Ему, Всемогущему. А вот эта страсть во мне про­цветает. Нужно смотреть, какая страсть во мне сейчас действует, и против нее направлять все силы. Когда люди говорят, что я во всем грешен, такие люди отказываются от реальной борьбы. Грехи, хоть и в разной степени, но более или ме­нее касаются нас всех. Объективно грех мужеложества касается людей, здесь стоящих, менее, чем грех сребролюбия. Поэтому надо рассмот­реть, какой грех сейчас во мне действует, и на­правиться на борьбу с ним, чтобы его победить. Каким образом победить грех? Для этого нам да­на «Лествица», где приведены способы борьбы с каждым конкретным грехом. Не существует об­щей «технологии» борьбы со всеми грехами, но один принцип: Христос побеждает в нас, поэтому мы должны обращаться к Нему за помощью.
От каждого греха есть свое лекарство. Например, человек, который грешит страстью жестокости, не должен усиливать в себе суро­вость или заниматься правдоискательством, потому что он этим только грех усилит, он должен учиться мягкости. С другой стороны, если чело­век склонен к ласковости, так что может в блуд впасть, он должен в себе строгость воспитывать. Если человек гнушается вином (говорит, что в водке бес), он должен вкушать немного ви­на, для того чтобы с этим грехом справиться, не напиваться, а пробовать, чтобы себя побороть. Нужно четко смотреть, где грех и как с ним бо­роться, — все это в «Лествице» хорошо опи­сано. Мы этим напрасно не пользуемся, в ре­зультате мы, бывает, ничего не можем сделать. Церковь дает нам возможность себя самих проверить и себя судить, максимально честно, прося Бога о честности. Как говорит апостол Павел, если бы мы сами себя судили, мы не были бы осуждены с миром: «Будучи же судимы, нака­зываемся от Господа, чтобы не быть осуж­денными с миром» (1 Кор. 11, 32). Мерилом является книга Священное Писание Ветхого и Нового Завета — Библия.
На этой неделе Церковь вновь будет читать, теперь уже полностью, покаянный канон Андрея Критского. Затем, что, поклоняясь Честному Кресту, пройдя все дни поста, мы должны сдать некий экзамен за весь прошедший год — что мы сделали с прошедшей Пасхи? Что у нас накопле­но в качестве духовного багажа? Весной обычно делают генеральную уборку, такую же убор­ку нужно делать и в душе. Для этого назначена пятая неделя Великого поста, чтобы мы с вами посмотрели, какие добрые дела у нас не сделаны, и поставили себе стратегические задачи на буду­щий год. Для этого нам пост и нужен. А потом, после пятой недели, нам будет дана еще одна неделя — шестая, для того чтобы мы закончи­ли то, о чем случайно забыли. Чтобы к Пасхе Христовой прийти с исправленным сердцем, насколько для нас сейчас это возможно. Все в Церкви сделано для нашей духовной пользы, чтобы наш дух и наша душа, разум, наша воля, наши чувства расцвели, были очищены от вся­кой мерзости и чтобы мы как можно быстрее шли к Небесам. Иоанн Лествичник нас еще в од­ном утешает. Некоторые думают, что они столь­ко грешили, что и каяться столько же придет­ся, а это невозможно, и смерть придет раньше. «Сил у меня нет, я слабый, маленький, глупый, куда уж мне… это не для нас, эта только святые могли». Все это аргументы врага. Здесь нужно поступать, как Наполеон Бонапарт: «Ввяжемся, потом посмотрим». Здесь нужно ввязываться в духовное сражение с дьяволом, но ввязываться мудро, в борьбу с той страстью, которой он сей­час угрожает, и ее побеждать теми средствами, которые предлагает нам Бог.
Сражаясь, мы должны помнить, что путь к Богу гораздо короче, чем путь от Бога. Это очень важно. Это противоречит законам гео­метрии, но законам духовной геометрии это со­ответствует. Бог очень быстро приходит к чело­веку, гораздо быстрее, чем человек этого хочет. Поэтому люди и побаиваются молиться Богу, их слишком хороша слышат, и часто слышат так, как не хочется, чтобы слышали. Часто мы про­сим: «Господи, дай нам то-то и то-то, только не сейчас», а Бог на такие сделки не идет. Поэтому нам необходимо в эту неделю поста провес­ти такой небольшой экзамен и прийти к Пасхе очищенными, чтобы мы смогли подняться еще на несколько ступенек ближе к высотам добро­детели. Помните: нет общих сроков, подъем мо­жет произойти мгновенно, а может происходить в течение десятилетий. Все зависит от нашей воли, ревности, от нашего желания и, главное, от силы Бога — всякое немощное врачующей оскудевсающее восполняющей, то, чего нам не хватает, дающей, все наши немощи леча­щей, и все пороки исцеляющей. Будем на Бога Всемогущего опираться, полагаться, будем слу­жить Ему и только Ему. Ничему другому, кро­ме Него, и милость Бога Всемогущего будет со всеми нами.
Храни вас Господь!