18 января, в Крещенский сочельник, после Божественной литургии в Свято-Троицком храме села Воскресенское священник Сергий Туйгин совершил чин освящения воды на реке Волга в районе старой пристани, где по традиции была вырублена прорубь.
Настоятель храма поздравил всех с праздником и напомнил, что Великое водосвятие совершается в память об освящении вод в реке Иордан во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. На Руси праздник Крещения Господня с торжественным крестным ходом к реке и Великим освящением воды был одним из главных богослужебных событий года.
Православные христиане знают, что богоявленская вода — это великая святыня. Хорошо известна ее благодатная и целебная сила. Но всегда нужно помнить, что действие святой воды зависит от нашей веры и упования на Бога.
В молитве на Великое освящение воды говорится: «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». И чтобы прикасание к Великой агиасме было полезным, нужно прилагать усилия: молиться дома и в храме, постоянно исповедоваться и достойно причащаться Святых Христовых Тайн, освящая и душу, и тело.
АГИАСМА
В переводе с греческого «агиасма» — «святыня». Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня.
Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип «прихожан», которые приходят в церковь раз в год — «за водичкой».
О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва — велика и святыня.
Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из водопроводного крана, и употреблять как святую.
Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимье, вкушают агиасму как духовное утешение.
Немного жаль, что чудо великого освящения бывает только однажды в год и так редко можно слышать трогательные тропари:
«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа…»