Слово Архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю 11-ю по Пятидесятнице


О прощении обид
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не про­стит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35).
Дорогие братия и сестры, в этом году чудесно выпало в воскре­сенье перед Успенским постом читать Евангелие, которое относится правильному совершению поста, — о прощении обид. Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены грехи. Аще… отпущае­те человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небес­ный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Средство к оправданию от грехов — самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависит от нашей воли. Казалось бы, что по указании тако­го легкого средства к оправданию все грешники должны воспользоваться им для своего спасения и что в христианском обществе не ос­танется ни одного грешника. Но Господь Сердцеведец предвидел, что страстное, самолюбивое, любомстительное и злопамятливое серд­це человеческое менее всего способно покориться этой заповеди сми­рения, кротости, терпения и незлопамятства, что и между самими последователями Его многие будут глухи к слышанию и косны к ис­полнению сей спасительной заповеди, почему и находил нужным го­ворить многократно об этом.
Одним из таких возвышенных поучений о прощении обид явля­ется притча, которая была предложена в ныне чтенном Евангелии. Для назидания повторим ее содержание. Во время беседы Господа с учениками Его о том, как надо поступать, когда согрешит пред на­ми в чем-либо брат наш, апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: “Господи! сколько раз прощать брату мо­ему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти разу” (Мф. 18, 21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил пред тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в ка­ком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Он сказал слышанную нами чудную притчу, то есть изобразил уче­ние Свое на примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему предан опять жестокому мучению, — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним своим согрешений их, и удобнее понять, что будет в подобном случае и с нами.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приве­ден был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (талант — весовая и денежно-счетная единица); а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: го­сударь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосер­дившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который дол­жен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захо­тел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рас­сказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призы­вает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помило­вать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневав­шись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 23-35).
Притча эта научает нас, дорогие братия и сестры, той истине, что Господь не милостив бывает к нам, если мы с вами не милости­вы. Он не прощает согрешений наших, если мы не прощаем ближ­ним нашим их согрешений против нас.
Для назидания разберем эту притчу. Царство Божие во многом похоже на земные царства человеческие, ибо оно есть прообраз всех царств человеческих. И как в царствах земных есть царь и есть под­данные, так и в Царстве Божием есть Царь — Господь наш Иисус Христос, Который есть Царь царям и Господь господствующим (см.: 1 Тим. 6, 15), и есть подданные — все мы, верующие но имя Господа Иисуса Христа, искупленные его честною кровию от веч­ной погибели и за то обязавшиеся при крещении во имя Его веровать в Него как во Единого Истинного Бога со Отцем и Святым Духом, любить Его от всего сердца и от всей души, почитать и поклоняться Ему как Господу и Владыке и Творцу своему, повиноваться и слу­жить Ему со всем усердием и ревностью во все дни жизни нашей. В царствах земных есть законы н постановления, которыми определя­ется круг действий подданных; так и в Царстве Божием есть закон Божий, который определяет волю Божию и научает нас, как надо нам вести себя по отношению к Царю своему Христу и к ближним нашим, чтобы заслужить милость Царя и не подвергнуться Его гне­ву и наказанию. Как в царствах земных царь по временам требует отчета от своих подданных об исполнении возложенных на них обя­занностей, так и в Царствии Божием Господь востребует от нас от­чета во всех мыслях и желаниях, словах и делах наших. Для этого предуставлен от века страшный славный день Суда и воздаяния. Но и прежде этого всеобщего Суда Господь потребует от нас отчета и день смерти нашей, когда душа наша разлучится с телом. Во всякую минуту нам должно быть готовыми к смерти и суду Божию, потому нам и заповедуется испытывать свою совесть ежедневно и не только приносить покаяние в известные времена, но и всю жизнь свою про­водить в покаянии, чтобы смерть ни в какое время не застала нас не­раскаянными. Не воздавая должной дани царю и не исполняя своих обязанностей, подданный становится должником царя и чем более он поступает так, тем более возрастает его долг. Так и подданный Царя Небесного, если не исполняет того, что требует от него закон Божий, становится должником пред Богом.
Возьмем для примера хотя бы один день жизни своей и сосчита­ем, что сделано вопреки закону Божию и своей собственной совести. Все мысли, намерения, гадания, предположения, мечты, воображе­ния, которые непрестанно как бы роятся в нашем уме, все желания, стремления, надежды, влечения, чувствования, услаждения, которы­ми живет наше сердце, — все это плод свободной деятельности на­шей души и все это подлежит отчету пред Сердцеведцем Судией. Вспомните и все слова свои, ибо за каждое праздное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда (Мф. 12, 36) — и какой тяжелый долг составится из одного прожитого дня… На­сколько же велик тот долг, который составится в продолжение всей прожитой жизни нашей! Аще беззакония назриши, Господи, Гос­поди, кто постоит? (Пс. 129, 3). И кто из нас может думать о се­бе, что он менее должен пред правосудием Божиим, нежели сей упо­минаемый в притче должник пред царем своим?
Не имея чем заплатить своего долга, притчевый должник падает пред государем и просит, чтобы он потерпел на нем. Так надобно и нам, грешным, поступать, если желаем очиститься от грехов своих. Каждый грех ужасен прежде всего тем, что оскорбляет величие и святость Божию, нарушает закон, которым держится весь порядок нравственного мира, возмущает покой и мир Царства Божия. По­этому сами по себе мы не можем загладить своих грехов, но только живая вера в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за грехи на­ши, одно живое упование на силу креста Его, одно искреннее рас­каяние во грехах своих, одна молитва сердца сокрушенного и сми­ренного могут снять эту тяжкую вину грехов наших и оправдать нас благодатью Христовою. Вот такому кающемуся премилосердый Отец Небесный прощает даром все грехи его ради крестных страданий и смерти Единородного Своего Сына.
Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя сво­его товарища, который был должен ему ста динариев, он начал его душить и отдал в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое ос­корбление, причиненное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, готовы бываем мстить ему до самой смерти, не находим слов, чтобы выразить свою обиду, очернить и обвинить обидевшего? Но такая жестокость лукавого раба к своему брату стала известна царю. Так и наши поступки по отношению друг к другу, наши памятозлобные и мстительные чувства и помыслы ведомы Богу. Святые ангелы, неотступные наши приставники, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают о том Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение наше­го сердца не утаится от Его всевидящего ока, и ничто не скроет нас от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь пре­дал его истязателям, пока тот не отдаст всего долга. Так Господь поступит и с нами, если мы не прощаем согрешений ближнему, — ­то есть отвергнет от лица Своего и предаст вечному мучению. Таков вечный и непреложный закон правды! Таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему.
Может ли человек мстительный и раздражительный быть в Цар­стве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о духе Святе? (См.: Рим. 14, 17.) Сердце, жестокое и безжалостное к бра­ту своему, достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесно­го? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли и сам отмщения и гнева Божия? Нет милости не сотворшему милости (см.: Иак. 2, 13). Поэтому будем помнить эта и исполнять. Не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром (см.: Рим. 12, 21), тогда и Господь помилует нас не только в этом веке, но и в будущей жизни, ибо только милостивые помилованы будут (см.: Мф. 5, 7) . Аминь.
31 июля (13 августа) 1961 г.