Троица

            День Пятидесятницы — это Троицын день, праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов и вместе с тем во славу Пресвятой Троицы. Это событие явилось завершающим звеном в откровении миру трех Лиц Единого Бога.

Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, познается и существует в трех Лицах, есть Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы — это не три Бога, но один Бог. Тайна Святой Троицы недоступна и неисчерпаема не только для людей, но и для Ангелов. Это есть тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога.

История этого праздника такова. У древних евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Поэтому все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

Апостол и евангелист Лука так описывает это событие.

            «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.   И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.   И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.   И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

Из этого отрывка Нового Завета, мы видим, как Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков. Это было знаком в того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам.

Нужно сказать, что до этого Апостолы, были в основном людьми очень простыми, которые не то что языков, но и грамоты не знали, не умели читать и на своем родном языке (за исключением, апостола Матфея, он по преданию, происходил из левитского сословия, а левиты были людьми образованными).

После же сошествия Святаго Духа на Апостолов – эти простые, неискусные в слове  люди, смогли не только возвещать высочайшее евангельское учение, но и защищать его перед самоуверенными книжниками и перед гордыми своим внешним благочестием фарисеями. Прежде слабые и колеблющиеся, теперь же осененные благодатью Святаго Духа Апостолы,  стали говорить окружающим истинное боговедение.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

Православная Церковь, в день Святой Троицы, сразу после Божественной литургии, совершает вечерню в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Праздник Пятидесятницы учит нас простой и непреложной истине — обручение Духа Святого дается православным христианам, через св. таинства и священные действия Церкви. Дух Святой и нас соединяет в един дух с Господом и самое тело наше творит храмом Божиим. Узнать и даже убедиться в том, есть ли с нами Дух Святой, не трудно. Апостол Павел говорит, что Плоды Духа — это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, «вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Радостно и легко нам, когда стоим мы на молитве — значит, с нами пребывает Дух Святой. Спокойна наша совесть, не терзается обидой, гневом, злобой — это плод Духа. Стремимся мы всей своей душой любить человека, творить ему только добро — это опять-таки плоды Духа.

И наоборот, если у нас в душе нет Духа Христова, значит, там находятся противоположные духи. Какие? Духи зависти, злобы, блуда, жадности, болтливости, чревоугодия, гордости и прочие.

Человек – это сосуд и он не может быть пустым, — он или с Богом или с дьяволом. И потому духу который в нас или в других мы можем понять с кем мы. Иногда приходиться слышать от других, что мол, я этого человека на дух не принимаю. Хотя при этом, такой человек может и телом быть красив, он может быть и умен, и образован, и остроумен, но душа наша к его душе почему-то не лежит. В чем тут дело? Ответ прост — в разности духа.

Апостол сказал: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Часто мы себя обольщаем тем, что мы верующие, что ходим в Церковь, исповедуемся, причащаемся. Мы можем и крестик на себя нацепить, а можем рясу, можем в церкви петь,— что хотим можем делать, но если мы Духа Христова не имеем, то мы не Его.

Увы, об этих словах Апостола мы нередко забываем, считая себя как будто бы церковными и духовными людьми. Например, человек давно ходит в храм, соблюдает посты, участвует в Таинствах. Все это, конечно, он хорошо и правильно делает, однако, если, проводя христианскую жизнь, он не исполняет внимательно заповеди Христа, то Благодать не придет в его душу, хотя, может быть, и находится где-то рядом с ним, ради его трудов, его молитв и церковных Таинств. И случай этот является очень частым, ибо, исполняя внешние дела церковной жизни, мы почему-то считаем, что такого исполнения для нас вполне достаточно. При этом мы небрежем о соблюдении Христовых заповедей, — о том, чтобы никого не осуждать, чтобы иметь кротость, чтобы хранить чистоту не только тела, но и души, чтобы уметь прощать и легко мириться с ближними, чтобы быть щедрыми, несварливыми, нелицеремными. Мы нарушаем эти заповеди буквально на каждом шагу, — как же можем мы надеяться принять Благодать Божию? Такая надежда тщетна: неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку.

Святые отцы говорят, что как улетают пчелы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное. И наоборот, как пчелы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей и чувств: таких, как любовь к ближнему, кротость, смирение, щедрость, великодушие, чистота и тому подобное, — одним словом, в те души, которые трудятся и стараются исполнить в своей жизни заповеди Христа.

В стяжании Духа Божия, по словам прп. Серафима Саровского, заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастником вечной жизни. А как стяжать благодать? Какими средствами?  Милостыней, постом, исполнением заповедей, Святыми Тайнами. По словам прп. Серафима Саровского, больше благодати Святаго Духа дает молитва. При этом, Батюшка Серафим утверждает, что только ради Христа, делаемые подвиги приносят душе благодать Святаго Духа.

Имея Духа Святого, мы имеем ту же заповедь, какую получили св. Апостолы — быть свидетелями, благовестниками Христа Спасителя «до края земли».  Если мы заглянем в древнюю историю христианской Церкви, то увидим, что первые христиане больше всего свидетельствовали о своей глубокой вере именно святой жизнью. Во всем тогдашнем языческом мире господствовал жестокий эгоизм. Христиане же показывали примеры преданнейшей любви к человеку, самого бескорыстного участия. «Смотри, как они любят друг друга, — говорили язычники, привыкшие только ненавидеть и убивать, — как они готовы друг за друга даже умереть». Так христиан научил жить,  наш Спаситель, для них он дал заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Прославлять нашего Небесного Отца, мы можем лишь тогда, когда будем исполнять Его Святую Волю, которая выражена в евангельских заповедях. А чтобы их исполнять должным образом, нужно не просто читать Евангелие, но и входить в смысл того, что там написано, и чтобы не умом только понимать заповеди Христа, но и исполнять их в своей жизни. И если мы их исполним, то Господь, по неложному Своему слову, дарует нам Благодать Святаго Духа. Он подарит тот небесный огонь Пятидесятницы, который как некогда апостолов, сделает и нас истинными христианами, возлюбленными детьми Божиими, наследниками Воскресения и жизни вечной о Христе Иисусе, Господе нашем.