Слово Митрополита Симона (Новикова), Рязанскаго и Касимовскаго (+2006г.) на Успение Пресвятой Богородицы

Симон (Новиков)          Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня мы собрались для того, чтобы праздновать день Успения Царицы Небесной. Успением, не смертью называет Святая Церковь окончание земной жизни Матери Божией. Однако священный образ, вынесенный сегодня для поклонения на средину храма, представляет взорам нашим погребальный одр. На нем — святое и нетленное, но уже бездыханное тело, вокруг — собор святых апостолов, которые несут его в Гефсиманский сад, ибо там заповедала Пресвятая Богородица положить Ее Пречистое Тело: «Апостоли, о конец совокупльшеся зде, в гефсиманийстей веси погребите тело Мое…»

Нам трудно вместить, что умерла Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Церковь, хранительница Премудрости Божией, не скрывает своего удивления, когда воспевает: «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается!»

Успение Богоматери — это чудо. И как всякое чудо, возбуждающее священное удивление, оно поучает нас. Перенесемся же мысленным взором ко Гробу Царицы Небесной и примем для себя назидание. Первой может придти мысль о неизбежности смерти для нас, увы, далеких от чистоты, если даже Сама Пречистая Матерь Жизни не миновала смерти, пусть тихой и кратковременной (на 3-й день Она была воскрешена Своим Возлюбленным Сыном и вознесена на Небо). Христианин, да благословит Господь дни твоей жизни, и пусть она будет долгой, однако не надо забывать, что наш смертный одр ближе, чем мы думаем. Поэтому Святая Церковь, ныне поставив нас у Гроба Царицы Небесной, призывает обратить свой взор за пределы Гроба, на земле помыслить о Небесном, вспомнить о Вечности. Ведь Пресвятая Богородица для нас не только Заступница, но и высочайший пример для подражания.

Когда мы вспоминаем умершего близкого нам человека, то стараемся думать о его добродетелях, чтобы и отошедшему воздать справедливость, и себя побудить к доброделанию. И если так мы поступаем, размышляя о кончине обыкновенного человека, то тем более прилично это сегодня, когда торжественно вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы.

Святой Пророк, говоря, что «вся слава Дщере Царевы внутрь» (Пс. 44, 14), возвещает нам Духом Святым о необыкновенных добродетелях Царицы Неба и земли. Что может быть выше и полнее внутренней славы Девы Марии? Ее беспримерной чистоты, Ее духовного совершенства, Ее святости?! Но при жизни Ее на земле скрыты были слава и духовная красота Пресвятой Богородицы Ее глубоким смирением. Поэтому радуйтесь ныне те, кто любит простоту, кто тайно подвизается, смиренно скрывая свои добродетели, ибо пример Царицы Небесной дает вам свидетельство, что вы на верном пути спасения.

Возрадуемся и все мы, предстоящие ныне у Гроба Царицы Небесной, и с этого дня положим в своем сердце заботиться о духовной славе и украшении души своей. Эта слава нетленна, ей радуются Небожители и ее благословляет Бог.

Насколько поучительны добродетели Божией Матери, настолько неистощима и сокровищница Ее молитв. Если на земле, когда Она скрывала Свою славу, мы видим Ее предстоящей Господу с ходатайством о наших нуждах (как, например, это было в Кане Галилейской), то тем более на Небе мы имеем в молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах Непреложное Упование. Потому Святая Церковь и празднует так торжественно день отшествия Пресвятой Богородицы из этого мира, что после Ее Успения на земле человечество обрело Ее на Небе как Царицу, во славе предстоящую Царю Славы и ходатайствующую о благодатной помощи для каждой души, истинно желающей спасения. И нет ни одного дня в жизни Церкви, ни одного Богослужения, которое бы не было «преукрашено Ее Божественною Славою».

В продолжение веков славящие уста не утомились, и это значит, что Пречистая Дева приемлет глас молитв и славословий, приемлет и посещает души обращающихся к Ней Своей могущественной помощью, принося им благодать Христову. «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, — исповедует Святая Церковь. — Слава Твоя Боголепная, Богоподобными сияющи чудесы!»

Итак, возлюбленные во Христе братья и сестры, пусть никто не уйдет ныне без духовной пользы от Гроба Божией Матери, но каждый да унесет в своем сердце три истины, как три цветка, украшающих Ее Живоносный Гроб.

Первый цветок напомнит о том, что нам нужно прежде всего готовиться к Вечной Жизни, второй — что, познавая богатство души Пресвятой Девы, мы будем подражать Ее добродетельной жизни, украсим свою душу чистотой. Третий цветок пусть свидетельствует, что по Успении Царицы Небесной мы имеем спасительную Молитвенницу на Небе, ибо «в рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице!»

Возлюбленные! Каждый день обращайтесь с молитвой к Царице Небесной! В Ней вы найдете свет для души, радость и утешение в скорби, Она будет самой надежной Руководительницей и Путеводительницей на пути спасения.

Аминь.