Слово Архимандрита Кирилла (Павлова) в тринадцатую неделю по Пятидесятнице

Притча о винограднике
    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
    Возлюбленные братия и сестры, в сегодняшний воскресный день для нашего научения нам предложена Спасителем весьма назидательная и для нас необходимая притча о винограднике и о злых виноградарях. Вот ее содержание: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына возлюбленного, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, — обращается Господь к слушателям Своим, — когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, — говорит Спаситель,— что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Мф. 21, 33—46).
    Прежде всего и непосредственно эта притча относится к судьбе еврейского народа и раскрывает все заботы и попечения Божии об этом народе и то, как народ этот, по своему жестокосердию, навлек на себя праведный гнев Божий, тяготеющий над ним и до сего времени. Еврейский народ был любимым виноградником доброго хозяина — Царя Небесного. Еще в лице праотца Авраама еврейский народ избран был Богом из всех народов в усыновление и особенное благоволение и попечение; ему одному были даны все обетования, на него в преизобилии были излиты щедроты и милости Божии. «Израиль есть Сын Мой, первенец Мой», — говорил Бог о народе еврейском (Исх. 4, 22). Для этого первенца Богом разделялось море, сходила с неба манна, камень источал воду, и множество других чудес совершалось по неизреченной милости Божией. «Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему?» (Ис. 5, 4) — говорит Господь через пророка. Вот в каких чертах изображается близость Божия к народу еврейскому и попечение Божие о нем! Сам Бог говорит, что Он все сделал для народа еврейского и затем уже не знает, чего бы не сделал еще для блага его.
    Наконец, от этого народа произошел Спаситель мира — Свет во откровение языком и слава людий Своих Израиля (Лк. 2, 32). Какое преимущество может быть выше этого? Какое благоволение Божие может быть выше этого, когда Сам Сын Божий благоволил родиться из еврейского народа и все связанные с Его рождением и пришествием на землю небесные блага относит первоначально к еврейскому народу? Чем же заплатил народ еврейский за такую любовь Божию к нему, за такое попечение, за такие милости Божии? Самою черною неблагодарностью, жестокосердием и вероломством. Вместо плодов правды и благочестия, которых требовал Бог от своего виноградника, он принес терние. Народ еврейский попрал завет и закон Божий, осквернил себя нечестием и беззакониями и не раз предавался идолопоклонству и неверию. Сам Бог жалуется на неблагодарность и жестокосердие народа Своего: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 2—4). Господь Бог, видя заблуждение и развращение народа Своего, по неизреченному Своему долготерпению посылал к нему Своих рабов пророков, чтобы они обращали его от пути заблуждения на путь истины, научали его служить Богу своему верою и правдою. Но виноградари, то есть старейшины и законоучители народа еврейского, сами будучи развращены и жестокосерды, жестоко поступали и с посланниками Божиими, которые требовали как от них самих, так и от вверенного их смотрению народа добрых плодов. Редкий из пророков не был гоним ими, а многие, как, например, святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Захария были преданы насильственной мученической смерти. В заключение же всего они не устыдились известь вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и распять на кресте надежду и утеху Израилеву, своего Спасителя — Единородного Сына Божия. Это было самое ужасное злодеяние со стороны народа еврейского и его вождей. Этим злодеянием они лишили себя чести именоваться народом избранным, народом Божиим, хотя и оставался у них храм с жертвами и приношениями. Справедливо они отвечали на вопрос Спасителя когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? говоря, что злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям. Они сами этим ответом изрекли справедливый суд себе. Бог так точно и поступил с народом еврейским. Вскоре их столица Иерусалим была разрушена до основания, большая часть иудеев была предана смерти, остальные же, оставшиеся в живых, были расточены по всему лицу земли. Таким образом было отнято от евреев Царство Божие и дано другому народу, приносящему плоды его.
    Дорогие братия и сестры, новый народ, которому дано Царство Божие, составляют сейчас христиане всего мира, обращенные из язычников; к ним принадлежим и мы. Христиане, принявшие Христа и уверовавшие в Него, являются избранным народом Божиим, на которого простираются все обетования, данные Богом древнему Израилю. И на нас сейчас в преизобилии излиты щедроты и милости Божии, которые пребудут с нами вечно, если мы окажемся верными Господу и будем приносить Ему плоды своей благочестивой жизни. Нам даны все средства, чтобы мы могли приносить добрые плоды. Господь нам на земле устроил Свою Святую Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), учредил святые таинства, чрез которые в изобилии изливает на нас дары Святаго Духа, послал нам пастырей и учителей Церкви для нашего нравственного совершенствования, избрал и прославил святых угодников — наших молитвенников и ходатаев, даровал нам в покров и утешение преблагословенную Свою Матерь — Пречистую Деву Марию, и от нас Он теперь ожидает плодов правды и веры. Хотя настоящая евангельская притча непосредственно относится к судьбе еврейского народа, она имеет применение к верующим во все времена. Если в целом Церковь и отдельно христианская душа будет по своему жестокосердию или вероломству подобна древним израильтянам, то отвержение ее Богом и все, что изречено в притче, неминуемо придет и исполнится.
    Да не будет этого с нами! Будем стараться жить благочестиво, в мире, согласии и любви, не делая никакого зла и не предаваясь гневу, гордости, нечистой похоти и другим порокам, чтобы приносить Господу плоды своей христианской жизни. А прежде всего будем молиться и просить Господа, чтобы Он сам утвердил в нас любовь к Нему и не отлучал нас от Своего святого виноградника, но по Своему милосердию помог бы нам достигнуть будущей вечноблаженной жизни. Аминь.
    3 (16) сентября 1962г.