Слово Архиепископа Тихона (Троицкаго), Западно-Американскаго и Сан-Францисскаго (+1963г.) въ неделю Св. Пасхи

Тихон (Троицкий).jpg
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Праздник Св. Пасхи преимущественно пред всеми другими церковными торжествами является праздником жизни, радости, любви и света. Ни один из наших христианских праздников так светло, радостно и торжественно не празднуется, как праздник Св.Пасхи. Ни одно из наших Церковных торжеств не будит так много в нашем сознании и сердце чистых, святых, возвышенных, благодатных мыслей, впечатлений и чувств, как светлый день Пасхи.
Если можно все христианские праздники свести в один праздник, то это — праздник Пасхи. Если можно все торжества неба и земли свести на одно, то такое торжество — Светлое Христово Воскресение, которое потому и называется «Праздником праздников и торжеством торжеств» (Пасх. канон). Если можно всю сущность христианства, все его величие и силу выразить в кратких словах, то эти слова: «Христос Воскресе» — «Воистину воскресе». В них заключено все, чего человек может желать, на что надеяться, чем утешаться. Без этих слов вера христианская была бы невозможна. (I Кор. 15, 17). Наоборот, где эти слова раздаются, там ночь сменяется днем, там скорби и стенания утихают, а вместо них слышится облегченный вздох страдальца, готоваго радостно все терпеть и даже охотно идти на страдания и смерть ради Воскресшаго Христа. «Телесныя мучения — веселия рабам Твоим, Господи,» — говорит один из христианских мучеников (Естратий).
Пасха — благословенный, спасительный и радостный день не только для христианства, но для всего человечества, для всего мира, для всей вселенной. Вся природа ликует и торжествует этот светлый праздник жизни. По словам Св. Церкви, «днесь вся тварь веселится и радуется, весь мир видимый и невидимый», ангелы и люди сливаются в общую гармонию мира и радости и все исполняется света и жизни; не только небо и земля ныне ликуют, но даже «преисподняя» (Пасх. канон); вся вселенная, точно кадило благовонное на своих безчисленных жертвенных алтарях воскуряет благодарственный фимиам в славу и честь воскресшаго Христа. «Всякое дыхание и вся тварь» (Пасх. канон) возсылает гимн хвалы и благодарения Виновнику своей жизни и спасения.
И подобно тому, как в мире физическом сияющее весеннее солнце, разсыпая миллионы своих алмазных огней и живительных для природы лучей, будит всюду новую жизнь, так и возсиявшее из гроба великое «Солнце правды» живоносными лучами своего Божественнаго Воскресения — дает всему миру могучую, благодатную жизнь, все собою объемлет, зиждет, наполняет, являясь центром и средоточием всего мирового бытия, источником его радости, жизни и спасения. Ныне все благоухает каким-то особым чистым, светлым, благодатным ароматом, ибо «днесь спасение миру», учит нас Св.Церковь. Спасение — в воскресении, в безсмертии, в вечной жизни. Воскресший Христос «совоскресил с Собою всяческая». Воскресением Иисуса Христа «смерть умертвися» и верующие вместе с Св. Апостолом Павлом победоносно и радостно восклицают: «Где ти, смерть, жало? Где ти, ад, победа?» (Кор. 15, 55). Ныне ад разорен и сокрушены его «вереи»; ныне начало вечной новой жизни, нам отверзлись «райския двери» и открылось на земле Царство Божие. Для верующаго во Христа и живущаго с Ним — нет смерти. У Бога — все живы. (Лук. 20, 38). Холодная и мрачная могила отныне не конец всему, ибо и за гробом «жизнь жительствует», как говорит Св.Иоанн Златоуст, в своем дивном Пасхальном слове. Своим Воскресением Христос «сущим во гробех живот дарова».
Сколько в этих откровениях Св. Церкви победной захватывающей радости! Сколько одушевляющаго света вносит в жизнь человечества и какой благодетельный и спасительный переворот в судьбах его совершает великая и победная истина Воскресения Христова!
Не этим ли светлым победным Пасхальным чувством искони был жив наш русский народ? Не в нем ли он почерпал для себя нравственную бодрость и духовную крепость в дни своих великих тяжких бед и невзгод, когда смерть носилась над его головой? Не от этого ли благодатнаго источника истекала его твердая несокрушимая вера в конечное торжество правды и добра, великое смирение, чрезмерное терпение, нежная, милущая, сострадательная любовь ко всем и другия светлыя и высокия добродетели христианства, которыя украшали наш народ и пред которыми мы преклоняемся и благоговеем до ныне. Без преувеличения можно сказать, что во свете Пасхальных озарений слагалась вся философия и жизнь русскаго народа. Светлые и благодатные лучи веры Христовой, ярко загоревшиеся на жизненном горизонте нашего народа с момента его духовнаго просвещения Св.Владимиром, неизменно светили и озаряли весь многовековой период нашего историческаго бытия. Подобно золотой нити, они вплетены в художественную ткань всей многосложной жизни русскаго народа, являясь могучей творческой силой, образующей в одно и тоже время верных и добрых граждан отечества как небеснаго, так и земного. Под их благодатном воздействии росла, цвела и крепла наша Отчизна, восходя от силы в силу, доколе не стала крепкой могучей, мировой Державой. Русский народ непоколебимо верит, что один Христос есть для него «путь, истина и жизнь» (Иоан. 14, 6) и что без воскресшаго Христа нет и не может быть истиннаго счастья и разумной, идейной, достойной человека жизни, как Ап. Павел говорит: «Христос есть жизнь наша» (Колос. 3, 4).
И только Христос, светом Своего Божественнаго Воскресения просветивший всю вселенную, может и ныне озарить и благословить творческие пути для новой лучшей человеческой мысли и жизни и разогнать ту ужасную тьму, которая сейчас своим густым, кровавым и убийственным покровом стремится объять весь мир.
Да сподобит всех нас Воскресший Христос такого благодатного дара Своей Божественной любви, радости и света. Стяжавши его, мы забудем все свои суетные споры и раздоры, все преходящия земныя скорби и лишения и, как единое церковное тело, едиными устами и единым сердцем радостно будем приносить в дар Воскресшему Победителю ада и смерти хвалебные гимны и утешать себя светлой надеждой, что и за гробом милосердый Господь не лишит нас радостнаго наслаждения Своей Божественной славы и красоты, как об этом мы сегодня просим и молим в известных словах Пасхальнаго песнопения: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (Пасхальный канон).
З1 Марта / 13 Апреля 1947г.
Сан-Франциско, Калифорния.