Проповедь в неделю пред Воздвижением

Беседа Св. прав. Иоанна Кронштадскаго (+1908г.) в неделю пред Воздвижением

Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси. (Иоан. 3, 13).

Итак, до Ииcyca Христа никто не восходил из земнородных на небо, токмо Он, сшедый с небесе, Сын человеческий. Никто не восходил на небо, потому что оно было закрыто для рода человеческаго со времени преступления Адамова: ибо свят, свят, свят Господь Саваоф, и не приселится к Нему лукавнуяй, и не пребудут беззаконники пред очами Его (Псал. 5, 5. 6). Взошел на небо человечеством Своим, соединенным с Божеством, только сшедший с небеси Сын человеческий, сущий на небесах, ибо Он исполнил всякую правду за нас, и когда Он крестился во Иордане и молился, Ему первому отворились небеса, заключенныя грехом Адамовым; и Он-то, наконец, по страдании, смерти и воскресении Своем вознесся на небо и возсел одесную Отца-Бога, указав и нам путь восхождения туда. Скажете, что Енох и Илия взяты на небо. Нет: не на небо, а только в селения праведных, только яко, как бы на небо, по выражению священнаго Писания. Что же из сказаннаго следует? То, что небо, — истинное отечество наше, для коего мы и созданы, — теперь снова отворено для рода человеческаго Сыном Божиим, и люди соделались чадами Божиими во Христе. Стремитесь же, братия, в отверстое небо, по подобию святых, от века Богу угодивших и наследовавших небесное отечество; не мечтайте, что земля — ваше отечество, живите, как странники и пришельцы и будьте каждый час готовы переселиться чрез смерть туда — в ваше отечество. И якоже вознесе Моисей змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому; да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 14. 15), говорится далее в нынешнем евангелии. Что это за таинство? — Как Моисей вознес на древо змия меднаго в пустыни для исцеления ужаленных змеями евреев, так подобало, должно было взойти на крест, быть пригвожденным ко кресту Сыну Божию. Припомните первую заповедь Адаму и Еве и их преступление: они простерли, вопреки заповеди Божией, руки свои к запрещенному древу и сорвали запрещенный плод, и за свое ослушание, за гордость диавольскую, за отпадение от Бога, за развращение своего ума, сердца и воли осуждены были на смерть. Смертию умрете (Быт. 2, 17). Пред Богом сделана была безконечная неправда преступлением человека, коему дано было от Бога даров безконечно много (ибо он сотворен был по образу Божию), а в благодарность Богу за все дары требовалось от него безконечно мало: только не касаться плодов с одного дерева для того, чтобы укрепить душу и тело в послушании Богу, Источнику живота и Законоположнику нашей жизни. Надо было, по справедливости, определить преступнику достойное наказание — проклятие и вечную смерть. Но человек пал не первоначально (Прем. Солом. 2, 24): он обольщен диаволом и кроме того, он чувствовал раскаяние в своей вине и потому заслуживал снисхождения. И вот пред правдою Бога Отца ходатайствует милосердие Бога Сына о помиловании преступника под условием удовлетворения за его вину, за вину всего рода человеческаго, Им Самим, Сыном Божиим, имевшим воплотиться. И вот за простертие рук к запрещенному древу первыми человеками, за прилепление, за пригвождение людей к земным вещам и наслаждениям, Сын Божий вочеловечившийся пригвождается к древу крестному, за пристрастие наше к наслаждениям плотским, ужасно страдает на кресте; за обнажение наше от боготканной одежды и за страсть нашу к суетным нарядам, обнажается на кресте и вместо вечной нашей смерти вкушает Сам смерть, хотя кратковременную, ибо и минута смерти Сына Божия безначальнаго, стоит целой вечности, да нас спасет от вечной смерти. Вот таинство вознесения Моисеем змия в пустыни и вознесения на крест Сына Божия! И как евреи, ужаленные естественными змеями в пустыни, исцелялись от одного воззрения на меднаго змия, который был образом распятаго за нас на кресте Господа, так мы, взирая очами веры на Распятаго на кресте, исцеляемся от ужаления духовных змей — бесов и от страстей наших, от смерти духовной, временной и вечной. Тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крестная смерть Сына Божия спасает верующих в Него от погибели вечной и дает право на наследие вечной жизни, от которой мы отпали через грех: ибо Сын Божий умер за нас и смертию Своею умертвил нашу смерть, и воскресением Своим даровал нам жизнь вечную. Итак, братия мои, не прилепляйтесь к земле, бегайте пристрастия к земным вещам, ибо пристрастие наше к ним пригвоздило ко кресту Сына Божия, а прилепляйтесь всецело к Богу, попирая страсть к земному сердечным произволением, ибо все земное из земли и обратится в землю, а душа возвратится к Богу (Екклез. 12, 7). Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Иоан. 3, 16. 17). Если Бог возлюбил так нас, то, конечно, и мы, в ответ на неизреченную любовь к нам Божию, должны любить Его больше всего. Что сказать о тех, кои не любят Бога и после того, как Он для спасения их сделал столь великую жертву? Что сказать о тех, кои не веруют в Сына Божия — вторично распинают Его, — что сказать о холодных к вере и Церкви Христовой, кои не считают нужным знать Евангелие и жить по вере? Ответ на них произнесен в Евангелии: они на веки погибнут. Ибо как верующий не погибнет, но будет иметь живот вечный, так неверующий не получит живота вечнаго, но во веки погибнет.Неверующий уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия (Иоан. 3, 18). Ужасная смерть неверующих, братия! Сильные враги веры Христовой — это пристрастия наши к земным вещам, этот материализм в жизни, господствующий ныне с особенною силою, — это любостяжание, — любовещность, это чревоугодие, это пьянство, это распутство, эта страсть к общественным увеселениям, играм, к похищению чужого, — эта страсть к широкому житью, эта, в частности, страсть светло, весело пожить. Ибо все это пригвождает к земле, а мы позваны к небесному царствию.

Бpaтия и сестры! Веруйте в Сына Божия искренно, веруйте в Евангелие, исполняйте Евангелие, исправляйтесь, обновляйтесь, творите дела покаяния и — не погибнете. Не посла бо Бог Сына Своего, да судит мирови, но да спасется Им мир (Иоан. 3, 17). Аминь.