Проповедь в неделю по Воздвижении

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г) в неделю по Воздвижении

В праздник Воздвижения и всю последующую седмицу св. Церковь прославляет Честной Крест Господень; сегодня же день отдания этого праздника.

Прославляя вещественный Крест Господень, Церковь напоминает нам и о кресте внутреннем, духовном, о котором мы слышали сегодня в евангельском чтении. Христос Спаситель сказал: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).

А что такое крест духовный — вы знаете: это скорби, болезни, лишения, несчастья. Они нам посылаются для нашего спасения, для того, чтоб мы были ближе к Богу, больше вспоминали о Нём и чаще обращались к Нему за помощью; а потому не избегать их нужно, но учиться терпеливо их переносить.

Без креста нет пути в Царство Небесное. Господь проложил для нас на небо путь Крестом: тем же Крестом и мы должны идти туда. «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие». «…узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 14).

Отчего же, можем мы подумать, путь в Царствие Небесное узкий, а не широкий, просторный, лёгкий, доступный, так, чтобы многие могли спастись?

Если б путь в Царствие Небесное, был широкий, тогда, конечно, многие вошли бы в него без труда — столько же много, сколько теперь идут в ад! Но думать так, значит не знать сущности дела, не знать себя, не знать, что такое Царство Небесное. Тесный или что тоже — крестный, скорбный путь в Царство Небесное потому, что мы все грешны и очень грешны. Во грехах мы рождаемся, во грехах и живём, грехом пропитаны, с грехом едим и пьём, с грехом беседуем, грехи в храм Божий несём и о греховном думаем, стоя в церкви; даже и в добрых делах грешим, совершая их на показ, с тщеславием.

Бог сотворил нас праведными и святыми, человек же произвольно впал в грех, с коим мы рождаемся, а своими грехами ещё больше себя скверним. Бог есть совершенная Святыня: «Свят Господь Бог наш», поэтому Его святость не терпит ничего тёмного, скверного, не может не гнушаться всяким грехом, всяким беззаконием: «мерзок для Него и один помысл неправедный», «…ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими…» (Пс. 5, 5-6); «ничто мерзкое и нечистое не войдет в Царствие Небесное».

Быть в Царствии Небесном значит быть принятым в общение с Богом и святыми Его («наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1, 3). Стало быть, чтоб войти в Царство Небесное или быть принятыми в общение с Богом, непременно прежде надо очиститься от грехов, от всякой скверны. А очистить сердце от скверны греховных дел не легко; надо очищаться постепенно, в продолжение всей жизни, ибо грех врос в наше сердце, сделался как бы второю природою. Мы любим грех, часто соуслаждаемся, вместо того, чтоб бороться с ним. А когда начинают мучить нашу совесть страсти наши, мы каемся, обещаемся исправиться и потом снова то же творим.

Побеждать страсти надо противоположными им добродетелями: чревоугодие — воздержанием; сребролюбие и скупость — милосердием; лень — трудолюбием; празднословие и злословие — молчанием благоразумным. Главная же страсть и корень всех страстей наших — есть гордость наша, её надо преодолевать смирением. Обычно мы не терпим ни малейшего замечания от других, тотчас же вспыхиваем, обижаемся, возмущаемся. А надо отвечать на обиду молчанием, ибо огнём огонь не тушат; должно со смирением принимать даже несправедливость, памятуя, что мы, может быть, за что-нибудь другое терпим испытание, ибо сколько других грехов нам было безнаказанно оставлено Богом!

Господь не хочет смерти грешника, но хочет всем спастися и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). И вот, дабы вразумить нас и вывести из бездны греховной, Он и посылает испытания, скорби, болезни, неудачи; попускает с этою же целью и врагу нашего спасения искушать нас. Эти скорби, испытания — суть голос Божий, призывающий нас к вразумлению, к исправлению, очищению. Да, трудное это дело, но необходимое для нашего спасения. «Добрые дела трудом стяжеваются, и болезнью исправляются». Ведь если даже в нашей обычной земной жизни мы считаем зазорным даром есть незаслуженный хлеб, без труда жить на содержании других, то тем более не можем надеяться без труда заслужить небесную пищу — Царство Небесное. «Царствие Божие нудится», т.е. с усилием, трудом достигается, борьбой с греховными привычками, страстями и искушениями. Таким узким, тесным, крестным путём шли и все святые — патриархи, пророки, апостолы, мученики, преподобные и достигли Царствия Небесного.

Не будем и мы унывать, роптать, когда по грехам нашим подвергаемся разным скорбям, а будем безропотно, терпеливо нести ниспосылаемый нам крест, распинать плоть свою с её страстями и похотями и усердно молиться о помощи Спасителю нашему, проложившему Своим Крестом нам путь в Царствие Небесное, егоже да сподобит всех нас. Аминь.

1936.