Поучение Протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в неделю 14-ю по Пятидесятнице
Притча о званных на брачный пир; кто званные? Как Господь зовет нас на пир — в царство небесное? Еванг. Матф. 22, 1-14.
Сегодня мы слышали христиане, из св. евангелия притчу о царе, который сделал брачный пир для сына своего и позвал на брак званных. Но званные не хотели придти. Царь опять послал других рабов сказать званным, что пиршество готово и чтобы они не медля приходили на пир; к удивлению званные принебрегли зовом и пошли кто куда, иный на поле, другой торговать; этого мало, иные были так дерзки, что наругались над рабами царя и убили их. Разгневался государь и истребил званных, а город их сожег; на брак же созвал других и пир наполнился. На пир как-то попался одетый неприлично; царь велел выбросить его во тьму кромешную.
Притчу эту говорил Господь Иудеям, которые и были в древнее время званными; они были народ избранный Богом и одни только знали истиннаго Бога; другие народы были язычники и покланялись идолам. Для этого-то народа избраннаго Господь и приготовил пиршество, это св. церковь Христову, полную благодати на земле, приготовил великое несказанное блаженство, вечное, славное пиршество на небе. Посылал Господь к Евреям рабов своих, пророков, звать на это пиршество; пророки обличали народ за пороки, иногда за отступление от самого Бога, учили Евреев жить праведно, свято, чтобы они оправдали высокое свое призвание, быть народом Божиим, жили именно как дети Божии и таким образом могли достигнуть великаго пиршества на небе. Но пренебрегли многие званные проповедью пророков и иных из них даже предали смерти. И вот, Господь посылает других рабов, св. апостолов, звать на пир не только Евреев, но и язычников; язычники уверовали в Господа Иисуса Христа, сделались достойнее неверных Иудеев, прежде званных, и наполнили пиршество Господне.
По милости Божией и мы, слушатели, званы на брачный великий, вечный пир в царстве Христовом, и нас постоянно зовут туда. Как зовут и когда?
Зовут нас в храме Божием, когда учат, чтобы мы знали одного только Господа Бога, Ему одному служили, Его одного всем сердцем любили. Зовут нас и вне храма Божия; зовут самыя обстоятельства нашей жизни. Господь посылает нам счастие, это зов Божий к нам, это Господь заставляет нас счастием возблагодарить Его, Царя небеснаго, за дарованное Им нам благо и делать другим добро. Встречается с нами горе; и это посещение Божие; Господь говорит нам чрез то: образумьтесь, оставьте свои грехи, чтобы вам не потерпеть большаго наказания в будущей жизни. Приходит к нам болезнь, видимое внушение, что жизнь наша здесь не вечна, что истинное житие наше на небе, что туда мы и должны готовиться. А мы готовимся туда? мы слушаем зова Господня? Боже, Боже наш! Как часто мы совсем невнимательны к Твоему зову! Мы слышим в праздник Господень звон, это призыв служить Царю небесному, и часто идем на работу, иной на торговлю свою. Мы слышим в храме Божием слова самого Господа, которыя поучают нас оставить греховную жизнь я жить трезвенно, свято; и не слушаем мы этого божественнаго наставления, живем в неправдах и беззакониях.
Други мои! не думайте, что мы, как христиане, так уже непременно и попадем на великий пир небесный. Нет; если мы будем пренебрегать зовом Божиим, если мы вознерадим о спасении своем и не оденемся в чистыя одежды добрых дел, или не омоем греховных скверн слезами чистосердечнаго раскаяния; то нас, как непотребных рабов, возьмут, свяжут и выбросят во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов. Пощади нас, милосердый Господи! Аминь.
1885 г.