Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на неделю 26-ю по Пятидесятнице (по притче о добром самарянине)

Сегодня мы читали из десятой главы Евангелия от Луки повествование о том, как один специалист в законе Божием встал, чтобы испытать Христа Спасителя, потому что человек, который не может что-то оценить, всегда использует какие-то такие внешние признаки. Мне что-то сейчас вспомнился нынешний школьный экзамен, ЕГЭ: задают ряд вопросов и по чисто формальным признакам делают заключение, знает человек или не знает. И как показывает этот единый государственный экзамен, нет, не знает, потому что слишком поверхностные эти вопросы, которые больше отражают вкус тех людей, которые этот вопрос и задают, но никак не подлинное знание. И так же вот этот законник законы знал формально. Это самая большая беда, когда человек не понимает внутренней задачи закона Божия, и думает, что во внешнем исполнении есть то, что угодно Богу. Вот есть надо вот это, штаны должны быть вот такие, в определённый момент надо делать то-то, и человек все пожелания Господни к нему разбивает на такие формальные вещи, и думает: «Я вот буду исполнять, и этим буду угоден Богу». Это огромное заблуждение, которое вообще человека приводит к безбожию, к такому обезбоживанию души. Как бывает обезвоживание организма, так и бывает обезбоживание души. Потому что Богу как раз вот эти формальные вещи совершенно не нужны, поэтому Сам Господь говорит: Очистите внутренние скляницы вашей души (Мф. 23, 26). Как сосуд. Вот бутылка. Так смотришь на солнышко, она вроде чистая, а если налить внутрь воды и посмотреть под микроскопом, там тысячи микробов. Можно ли эту бутылку назвать чистой? Или наоборот, она вымыта такой гадостью, что там не только микробы погибли, а вообще пользоваться этой посудой нельзя, её надо тщательно в проточной воде мыть несколько часов, чтобы вот эта ядовитая химия оттуда ушла. Но люди часто судят по поверхности и, конечно, приходят к различным очень вредным для себя заблуждениям.

Вот самое распространённое (сейчас пост начался, очень удобно об этом ещё раз вспомнить) – большинство людей думают, что Богу угодно, чтоб человек курицу не ел постом, а вместо курицы он ел рыбу, а ещё лучше – осьминогов. И вот, если ты ешь осьминога, ты угоден Богу, а если ты ешь курицу, начинённую пенициллином, ты не угоден Богу. Потому что спасение души зависит от курицы. Съешь ты её или нет. Поэтому очень многие люди страдают: «Ну как же я? Я старая, мне 96 лет, вот как я буду без курицы?». Это очень большая проблема, потому что всю жизнь курицу не ел, а врач говорит: «Если хочешь в церковь ходить, надо тебе курицу есть». И выбор: то ли курицу не есть, и ослабнуть, чтоб в церковь не ходить, либо съесть, а тогда грех. Курицу-то постом съесть грех! А Богу это вообще не важно, курицу ты будешь есть или осьминога. Бог хочет, чтоб ты воздерживался от совершенно других вещей: от гнева, от осуждения, от зависти, от злословия, от сквернословия, от скверноприбытчества и от многих других грехов. Вот что нужно. Когда человек только начинает пост первый раз в жизни, конечно, можно начать с курицы. Что такое человек? К сожалению, во-первых, это животное. Для каждого животного главное – поесть и попить, поэтому чтобы в чём-то себя ограничить, можно начать с курицы. Но большинство людей на земном шаре так и думают, что курица – это есть основа поста. Я уж про отбивную молчу, с самого простого начал. И, к сожалению, для них религия превращается в чисто формальную вещь, которая не имеет отношения к спасению души. Никогда ещё в истории, а история Церкви насчитывает 2000 лет, курица не повлияла на спасение души. Если б она оказывала какое-то влияние, обязательно в исторической памяти Церкви остался бы этот случай, и мы бы его обязательно изучали, как курица своими крыльями общипанными, на которых она выше плетня и взлететь не может, заслонила человеку вход в Царствие Небесное. Такого ещё не было. Но тем не менее с упорством, которое достойно лучшего применения, человек думает, что пост – это не есть курицу. Вопреки учению Церкви, вопреки всем песнопениям, которые постом, Великим особенно, поются. Воздержание предполагает отказ от того, что грешно. А если некий человек будет утверждать, что, допустим, вступать в брак или есть мясо грешно, по правилам церковным такого человека отлучают от Церкви. Так и сказано: анафема да будет! Потому что в пище никакого греха нет, ни в какой. Но формальное отношение к словам Господним никак не даёт человеку проникнуть в то, что за ними стоит. А почему так? А потому что ещё со школы привыкли: главное – отметка. Списал – пять, не списал – два. А что в голове? А в голове – ноль и в первом случае, и во втором. Но предпочтительней, когда двойка, потому что там хотя бы присутствует элемент честности, а тут и голова пустая, и ещё соврал – совсем плохо. А для Бога важно, честный ты человек или жулик. Потому что если ты жулик, извини, брат, Царство Небесное – это не для тебя, там жулика нет ни одного. Человек думает: о, я пятёрку получил! А что толку-то? Что за этим стоит – вот что важно. Обычный, среднестатистический человек в школе ничего не приобретает, кроме сколиоза, конечно. Остальное – просто такое времяпрепровождение, такой отстойник, в то время, когда родители на работе, дети мучаются в школе, где отбивается всякое желание вообще что-либо узнать. Просто они потом находят для себя возможность общения, а уже к четвёртому классу никто учиться не хочет, да, собственно, и чему? Опять, всё из-за формального отношения. Некогда в одной стране придумали эту систему, и как-то её приняли, поверили в эту формальную систему, которая ровным счётом ничего не даёт, только вредит. Ничего положительного в ней нет, но её придерживаются, и более того, заставляют всему этому подчиняться, даже через закон. Сейчас немножко полегче, а при советской власти очень строго за этим следили. Потому что из человека нужно было сделать определённый продукт общества, нужно было воспитать нового человека. Ну, воспитали на свою голову. Жулик на жулике сидит и жуликом погоняет – вот плоды 70-летнего воспитания. Всё покрыто жульём, просто все сферы, начиная от политики, кончая торговлей, медициной. Всё. Если встречаются два честных человека, они прямо чуть ли не обнимаются, говорят: «Вообще, ну надо же!». Что-то это какое-то чудо, как всё равно что молодой человек в метро женщине с сумками место уступает. Хочется его целовать. Откуда такой взялся парень? Ну как «откуда»? Из Таджикистана, конечно. Эти воспитанные ребята не прошли зубодробильную систему, в них есть настоящее, человеческое.

Но вернёмся к нашему законнику. Он спрашивает: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10, 25). Каков вопрос, таков ответ. Господь отвечает ему формально. Ты законник? В законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 26-27). Вот это законник! Во всём Израиле единственный такой законник, умнейший человек. Он по словам Спасителя сразу понял, Кто перед ним стоит. Он хотел Его испытать. Понятно, что Господь этот экзамен сдал блестяще, отослал его к закону. И спросил: как читаешь? (Лк. 10, 26). И тот выуживает из закона как раз то, для чего закон-то и создан. Не для того, чтоб человек кушал говядинку и не кушал свининки. Нет. Он бы мог так сказать: свинину не едим, обрезание совершаем, папу с мамой почитаем, «папенька-маменька». Нет, он говорит самое главное: люби Бога и люби ближнего. А больше ничего не надо. Блаженный Августин вообще сказал: «Люби Бога и делай что хочешь». Если ты любишь Бога, ты не можешь не любить ближнего своего, потому что Богу угодно, чтобы люди друг друга любили. А если ты брата своего ненавидишь, это неугодно Богу. Вот, собственно, и всё. Вот весь закон. И законник это отвечает. И Господь говорит: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк. 10, 28), имея в виду, конечно, Жизнь Вечную, а не то жалкое существование, которое мы здесь на нашей планете ведём. Но как всякий человек, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лк. 10, 29). И тогда Господь уже не для него, а для всех нас объясняет. Потому что человек – формалист, он скажет: ну какой же он ближний, до него метр сорок, я рукой не дотянусь, могу дотянуться только 90 сантиметров. Значит, если поближе, это ближний, а если подальше, это уже вроде как и не ближний. И чтобы вот это отмести, Он говорит притчу о том, какнекоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон (Лк. 10, 30). Почему выбирает эти два города? Иерусалим – святой город. А Иерихон? Это город греха. И попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым (Лк. 10, 30). Одежда была в те времена дорогая, всё делалось вручную. Видать, деньжат у него не было, раздеть догола и на базаре потом продать одежду – самое такое дело. Хорошо, что самого не взяли, потому что очень было распространено брать людей в рабство и ими торговать. Человек-раб стоил дороже коня, хотя и поднять может меньше, но ему можно что-то поручить, он сделает. Выгодно.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо (Лк. 10, 31). А почему он прошёл мимо? Он думал, что тот убит. Лежит голый человек. А священнику касаться мёртвого тела было нельзя по закону. И он поступил по закону – прошёл мимо. Потом левит. Левиты – это такие дьяконы ветхозаветной церкви, которые бывали помощниками священников. И он, увидев, прошёл мимо по той же самой причине. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь более (этих двух монет), я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 33-35). А почему Господь привёл именно самарянина, почему не башкир, или чуваш, или татарин? А потому что иудеи с самарянами не общались (см. Ин. 4, 9), они были еретики, они веровали неправильно. Поэтому всякий правоверный иудей, когда шёл на праздник в Иерусалим, Самарию обходил, много-много вёрст делал вкругаля, чтоб только не встретиться с самарянином, чтоб не оскверниться. И вот этот скверный человек, увидев, что тот ранен, а не убит, истратил на него и своё масло, и своё вино, продезинфицировал ему раны, перевязал его – а у него с собой бинтов-то не было, может быть, он одежду свою разорвал. Перевязал, посадил на своего осла и повёз. Привёз в гостиницу, говорит: «Вот, боюсь, не доедет, куда надо, пусть он у тебя побудет, вот тебе денег». Свои отдал. И говорит: «Ты не беспокойся, если дольше пробудет у тебя, чем на эти две монеты, я буду возвращаться, я тебе всё верну». Тот настолько был этим ошеломлён, что ему поверил.

И потом Господь задаёт законнику вопрос, помня, что он сказал, что главное в законе. А главное в законе любовь к ближнему и любовь к Богу. И там уже не важно, кто ты – чуваш или татарин. Или какая у тебя вера. Потому что для Бога это не важно. Ему важно, вера у тебя живая или мёртвая. Если вера твоя дальше курицы не идёт, то она мёртвая. А если вера твоя заставляет незнакомого человека, голого и грязного, омыть и на свои деньги оказать ему всякую помощь, то, значит, вера у тебя живая. Почему? Потому что очень легко что-то исполнить формально: подошёл, три рубля дал, записку написал о здравии, о упокоении, и душа спокойна. А ты попробуй, помолись! Записку написать – это каждый дурак из второго класса может. А вот молиться о упокоении души или о спасении другой души заблудшей, это уже, как святые отцы говорили, кровь проливать. А любовь, я уже много раз говорил, измеряется литрами крови, которую ты готов пролить за этого человека. Вот что ты готов для него сделать? А это как раз очень важно. Очень ценное замечание, что самарянин дал две монеты гостиннику, он своё тратил на совершенно незнакомого человека, причём на иудея, а он сам был самарярнин, а каждый самарянин знал, как к ним относятся иудеи. Помните беседу женщины-самарянки у колодца со Спасителем: «Ты со мной разговариваешь?! А иудеи же с самарянами не общаются!». Её это поразило (Ин. 4, 9). Так же и здесь: к нему подходит самарянин. Мимо прошли и священник, и левит. Кому нужно такое священство? Никому. И вот этот самарянин оказался лучше, более сведущ в законе Божьем, чем эти два специалиста по закону. Может, какие-то формальные вещи, такие как жертву принести, они умели. Можно подумать, что Богу нужны жертвы: эти волы, эти овцы. Нет, Бог сказал человеку: Сыне! Дай мне твоё сердце (Пр. 23, 26). Ничего, кроме нашего сердца, а лучше сказать, того, что в нём, Богу не нужно.

И вот как бы нам это всё усвоить и понять? Только одним способом: так, как сделал будущий евангелист Матфей, который был сборщиком податей. Когда Христос мимо него проходил, посмотрел на него Своим Божественным прозорливым глазом и сказал: «Следуй за Мной!», он оставил мытницу – надо сказать, доходнейшее дело – и пошёл за Ним. И научился от Него тому, как ему за Христа кровь. И он это сделал, то есть прожил жизнь, которую закончил тем, что отдал всю кровь, все шесть литров за Христа. Вот в этом и есть любовь к Богу, а в том, чтоб обескровленную курицу не есть в Рождественский пост. Вот он понял, зачем существует жизнь, как нужно жить, чтобы угодить Богу, что такое любовь к ближнему и в чём её смысл. И вот, если кто-то из нас сумеет так же, как евангелист Матфей, оставив всё – всё формальное, – жизнь превратить в некое неформальное действие служения Богу и ближним, тогда он станет христианином, что в переводе означает «ученик Христов». Не двоечник, который списывает, а в голове ничего не остаётся, а тот, кто по-настоящему усвоил этот божественный материал Святого Евангелия.

Спаси всех Господи!