Праздник воздвижения Креста Господня

В Православной Церкви праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня включен в число двунадесятых праздников.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку, с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

В Православной Церкви, в честь празднования дня «Воздвижения», установлен особый порядок (чин) воздвижения Креста.

Этот чин имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся, по времени своего происхождения, к 634—644 годам. В Русской Православной Церкви обряд Воздвижения св. Креста известен с XIII столетия.

В настоящее время изнесение и Воздвижение Креста совершается в таком порядке. На всенощном бдении или на заутрени, во время пения Великого славословия, настоятель в полном облачении совершает с диаконом каждение святого престола, на котором лежит святый Крест. По окончании Великого славословия настоятель взимает Крест на главу и исходит северными дверьми — с предшествующим ему свещеносцем и диаконом с кадилом — до Царских врат. По окончании Трисвятого настоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды «Спаси, Господи, люди Твоя…» Затем честный Крест износится обычно на середину церкви перед святыми вратами, алтаря, иерей полагает его на заранее приготовленный аналой, совершает вокруг него троекратное каждение и, если не совершается чин Воздвижения, поется трижды тропарь: «Кресту Твоему покланяемся…», творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поют и певцы, и совершается поклонение Кресту при пении стихир.

В соборных храмах, и в некоторых отдельных церквах, с благословения епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста. После изнесения Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед святым Крестом — и, взяв Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

После этого настоятель обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение — лицом к югу. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».

Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братии наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

По пятом воздвижении певцы сразу, без пауз, поют «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею…». Настоятель полагает Крест на аналой и поет: «Кресту Твоему…» трижды, затем то же поют певцы, и начинается чин поклонения св. Кресту. Певцы исполняют положенные стихиры.

По окончании поклонения аналой с Крестом поставляется на солее, по правую сторону от Царских врат, до дня Отдания праздника.

С глубоким религиозно-духовным подъемом воспринимают верующие песнопения в праздник Воздвижения и от полноты сердца «едиными усты» поют краткую, но много выражающую церковную песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

В честь праздника Воздвижения Креста Господня церковные писатели создали ряд прекрасных произведений для церковной службы — стихиры, канон. В создании этих произведений участвовали известные творцы церковных песнопений — Феофан, Косма и др. Они старались для выражения своих мыслей и религиозных переживаний создать яркие художественные образы. Прежде всего, они поставили своею целью — связать новозаветные события с ветхозаветными, найти в Ветхом Завете прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихир на литии мы слышим: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах переменены руки сотвори».

Составитель канона празднику Воздвижения яркий прообраз Креста усмотрел в действии Моисея при переходе израильтян через Чермное море, и это нашло свое выражение в 1-й песне канона: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив, совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем Христу поим Богу нашему, яко прославися».

Особым внутренним, трудно передаваемым на словах переживанием восприятия тайны Креста наполнен ирмос 9-й песни канона «Таин еси Богородице рай…» В таинственной неразрывной связи предстают Матерь Божия, Иисус Христос и св. Крест. Пресвятая Богородица изображается как таинственный рай, в котором чудесно (невозделанно) возрос Христос, а Сам Христос посадил и возрастил на земле живоносное древо Креста.

Глубокого проникновения в тайну Креста, высокого духовного настроения исполнены песнопения — стихиры честнаго Креста, которые поются после изнесения Креста из алтаря на средину храма для поклонения.

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство…» «Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся…» «Днесь Владыка твари, и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает; сладость церковная…» «Днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, я страждет страсти, свобождаяй мя от страстей…»

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Материал подготовил священник Сергий Туйгин