«Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему» (Марк. 9, 23).
»Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29).
Пришел однажды Господь Иисус Христос в Капернаум, и там приступил к Нему римский сотник-язычник, моля об исцелении его тяжко страждущаго слуги. Господь тотчас же отозвался на его мольбу, сказав: «Аз пришед исцелю его». Однако, мысль о том, что такой великий Чудотворец хочет переступить порог его дома, настолько испугала, видимо, глубоко смиреннаго сотника, что он, отклоняя от себя эту честь, как недостойный ея, в порыве живой веры, воскликнул: «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой. Ибо аз человек есмь под властию, имый под собою воины; и глаголю сему: иди, и идет; и другому: прииди, и приходит; и рабу моему: сотвори сие, и сотворит» (Матф. 8, 5-9).
Повествуя об отом, Евангелист говорит, что Сам Господь удивился такой силе веры у этого сотника-язычника, и сказал идущим за Ним: «Аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох» (Матф. 8, 10).
И эта столь горячая и искренняя вера, соединенная со смирением, была тотчас же вознаграждена: Господь сказал сотнику: «Иди, и якоже веровал еси, буди тебе! И исцеле отрок его в той час» (Матф. 8, 13).
Этот римский сотник-язычник, не принадлежавший к избранному в Ветхом Завете народу Божию Израилю, дает, таким образом, всем нам высокий пример самых важных, самых необходимых и для христианина добродетелей — веры исмирения.
Как трудно в наше время говорить именно об этих добродетелях, ибо более всего недостает современному человеку именно этого, самаго главнаго: веры и смирения. В этом со всею справедливостью можно видеть основную причину всех зол, всех бед современной жизни, а, в частности, и того страшнаго кроваваго несчастия, которое постигло нашу Родину. А между тем, еще сравнительно в недалеком прошлом, даже на нашей памяти, у многих была все-таки вера, было и какое-то смирение, какое-то сознание своего недостоинства. Храмы у нас бывали переполнены, никто ничего не предпринимал без молитвы не испросив благословения и помощи Божией — сами наши цари, перед принятием важных государственных решений, ездили помолиться к Святым Местам, приложиться к св. мощам «печальника Земли Русской» преподобнаго Сергия Радонежскаго и к иным прославленным святыням нашим, — новорожденных детей крестили, брачное сожитие освящалось Церковью, умерших отпевали, совершали по ним периодически заупокойное поминовение и в храмах и на кладбищах; вера в силу молитвы, особенно церковной, была такова, что перед каждым важным делом служились молебны в храмах и на дому; новые дома освящались, перед всякой поездкой было принято помолиться; перед вкушением пищи и после вкушения ея также молились, призывая благословение Божие на пищу и вознося благодарение Богу за насыщение; молились, востав от сна утром, и отходя ко сн вечером — одним словом, каждый шаг своей жизни освящали молитвою, не забывая о том, как гласила старая русская поговорка, что «Без Бога ни до порога». Пусть эта вера не всегда была достаточно глубокой и искренно-сердечной, пусть эта вера была несовершенной, как у отца несчастнаго бесноватаго юноши, воскликнувшаго на вопрос Господа о его вере: «Верую, Господи, помози моему неверию!» но все же вера была, а не царило полное безверие и равнодушие к вере, как это мы все чаще и чаще видим теперь, вплоть до ожесточеннаго злобнаго безбожия и даже кощунственных нападков на веру и неистоваго богоборчества.
А воинство наше? Разве не было оно на самом деле «христолюбивым», как оффициально-церковно оно именовалось? Отправлявшиеся на военную службу, а особенно — на войну, получали благословение от своих родных в виде иконки или какой-либо святыни для ношения на груди; у солдат был свой полковой священник, совершавший для них службы Божии; была общая утренняя и вечерняя молитва, молитва перед принятием пищи и после вкушения ея; перед боем солдаты исповедывались и причащались, надевая чистое белье, их учили быть милосердными к безоружному врагу, не обижать мирных жителей, не грабить их и не безчинствовать. А как трогательно, с какой глубокой верой умирали многие наши солдаты — это мы знаем из многих описаний.
Что теперь от всего этого осталось?
Ровно ничего или почти ничего!
И невольно приходят на ум слова Христовы: «Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?» (Лук. 18, 8).
А как обстоит дело со смирением, которому постоянно учил Господь Иисус Христос Своих последователей, предлагая брать пример с Самаго Себя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29), добавляя к этому:»И обрящете покой душам вашим», ибо без смирения никто не может и никогда не найдет себе душевнаго покоя?
И тут надо сказать, что еще сравнительно совсем недавно было все-таки у людей какое-то смирение, хотя, конечно, не всегда вполне совершенное, чего теперь почти и в помине нет.
У людей не было такой гордыни, такой невероятной заносчивости, такого самомнения и воображения о себе, как теперь, а поэтому многие были друг к другу вежливы, почтительны, благожелательны, услужливы, уступчивы, легко сознавали свою вину, свои оплошности, свои проступки, способны были искренно просить прощения друг у друга, старались исправить и загладить зло, вольно или невольно причиненное другому. При встрече вежливо здоровались друг с другом, обыкновенно снимая головной убор и кланяясь, особенно почтительно делая это в отношении к старшим, высшим по положению и уважаемым лицам. Соблюдалось как-то более или менее наставление св. Апостола: «Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно» (Римл. 12, 3); «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (12, 10). «Будьте единомысленны между собою: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе!» (Римл. 12, 16);
«Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефес. 4, 1-2); «Всякое раздражение и яростъ, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4, 31-32).
«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас» (Колос. 3, 12-13).
«Будьте внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10, 24).
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие» (Евр. 13, 7); «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душх ваших… чтобы они делали это с радостью, а не воздыхающе, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13, 17).
Где теперь все это?
Увы! Не так давно это в какой-то мере все же помнилось и исполнялось многими. А теперь все это забылось и заменено невоспитанностью, грубостью, непочтительностью даже к старшим, доходящей до подлиннаго хамства в обращении, словах и поступках.
Даже шляпы снимать и кланяться друг другу теперь уже никто не хочет, считая это как бы унизительным для себя, а какая-то особенно обостренная и повышенная гордость современнаго человека не терпит ничего такого, где представляется только тень «унижения». А уж прощения просить, даже если действительно виноват и очень виноват, считают «ниже своего достоинства». «Все всегда и во всем предо мной виноваты, а только я один во всем прав!» — таково настроение, такова психология современнаго надменнаго человека, исполненнаго дутой гордостью и пустым чванливым тщеславием, обнаруживающими самую ужасную пустоту душевную.
И при таком настроении нет ничего удивительнаго, что наша Родина из Святой Руси сделалась вертепом разбойников и приблизительно то же, быть может, только в несколько иных видах и формах делается сейчас во всем остальном, слишком уж «прогрессивном» мире! И его, конечно, ожидает та же печальная участь!
Вот к чему привело современнаго человека ложное представление о так называемом «прогрессе человечества» и увлечение чисто материальными ценностями с полным пренебрежением к ценностям духовным, моральным!
Этот столь модный в наше время мнимый «прогресс» оказался на деле виновником страшнаго моральнаго регресса, — ужасающаго моральнаго падения и разложения нравственнаго.
А все это потому, что не стало в людях главных христианских добродетелей, обезпечивающих мирную благоденственную жизнь и здесь на земле и там в будущей жизни вечное блаженство — веры и смирения. Благо тому, кто это понимает, и горе тем, кто, несмотря на все грозные симптомы современной жизни, остаются духовно-слепыми!