Проповедь священника Сергия Туйгина на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
С  древнейших времен православные христиане празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Это событие не описано в Священных книгах Нового Завета — ни в Евангелияхни в Деяниях апостолов или их посланиях мы не встречаем упоминания об этом праздникеНо память христиан бережно хранит это великое торжество.
Церковное Предание говорит нам о томчто Матерь Божия родилась по чудесному благовестию Архангела Гавриилакогда Ее родители Иоаким и Анна уже потеряли надежду иметь детейИ поныне известно то место в Иерусалимегде стоял их домИзвестно даже и тогде в нем находилась комнатав которойпо Преданиюпроизошло Рождество Пресвятой БогородицыИоаким и Анна обещали посвятить свою Дочь БогуОни были уже в преклонном возрасте ивозможно опасаясьчто скоро отойдут ко Господурешили не откладывать надолго исполнение своего обетаКак только Отроковица Мариявоспитывавшаяся в родительском доменемного подрослаони стали готовиться исполнить обещанноеИоаким и Анна собрали своих родственников и чистых дев и с горящими свечами повели Ее в храм Господень.
Отроковице было тогда всего три годаиконечно жеОна не могла поступать совершенно осознаннокак поступают люди взрослыесначала обдумывают свое намерениепотом исполняют егоПроизошло нечто невиданное — Дева Богородица прошла через все дворы храмачерез двор язычниковдвор женщиндворгде молились мужчиныДвижимая благодатью Святого Духакак бы мы сейчас сказали, — бессознательновступила в тот дворкуда имели право входить только священники для молитвы и жертвоприношенийНавстречу Ейвидимоудивленный этим необыкновенным зрелищемвышел сам первосвященникИ вдруг Она начинает подниматься по ступенямведущим в святилищеСтупени были так крутычто даже мужчина поднимался по ним с трудомВосходить по ним имел право только священникпричем на каждой ступени он должен был воспевать определенные псалмыКогда Дева Мария вошла во хрампервосвященник движимый Святым Духом ввел Ее во Святая Святых.
С тех пор Пресвятая Дева находилась там на протяжении всего пребывания в храме ГосподнемТолько на ночлег Она удалялась в зданиякоторые находились при храме и в которых обычно проводили свои дни людипосвятившие себя БогуЭто были отдельные здания для девиц и для назореев (мужчиндавших Богу на определенное время обет целомудрия и воздержания). Точто люди давали на некоторое время обет воздержаниябыло привычным для израильтянв особенностиесли такой обет давали мужчиныНо точто дала обет безбрачия Девапричем не на времяа навсегдабыло событием новым и изумительнымпотому что многочадие считалось у израильтян великим благословениемЕврейские женщины почитали за счастье вступить в брак.
Весь день Богородица проводила в молитвечтении Священного Писания и рукоделииЭто была первая Безмолвницапервая МонахиняПоэтому иноки так любят этот праздникможно сказатьчто это ихмонашеский праздникОна пребывала в воздержании и лишь один раз в день вкушала небесную пищукоторуюкак изображено в символической форме на одной иконеприносил Ей Ангел ГосподеньЭта пища необыкновенным образом Ее укреплялаНо более всего Ее укрепляла молитва.
Дева Мария стала изобретательницей или возродительницей непрестанной молитвы — той самой молитвыкоторую потеряли наши прародители Адам и Ева после грехопаденияПребывание в непрестанном богообщении было естественным состоянием человеканопослушав совета лукавого змияпрародители прельстились и потеряли Божию благодатьа вместе с ней и непрестанную молитвуНо мало тогочто Божия Матерь вновь изобрела это великое делание, — Она не нашла ничего лучшегокак только непрестанно молиться о томчтобы ускорить время пришествия Христа — МессииСвоим смиренным сердцем Она понималачто сам человек никакими великими делами не в силах помочь этому и тут нужна только молитва к БогуА чтобы упросить Егонужно молиться непрестанноне останавливаясь ни на мгновениеИ Пресвятая Богородица стала проситьМожет бытьсначала это была молитва только о Своем спасениипотомпоскольку благодать (а законы ее действия для всех одинаковывсе больше и больше действовала в Пресвятой ДевеОна стала испытывать и любовь к людямИ эта сердечнаядействующая в душе любовь требовала тогочтобы молиться об израильском народе и потом обо всем человеческом родеБожия Матерь постоянно упражнялась в молитве обо всем человечествеЭтим подвигом непрестанной молитвывсе более очищаясь и приобретая Божественную благодатьОна сделала Себя достойной тогочтобы в Нее вошел Сын Божий и через Нее явился в мирНо Пресвятая Дева Богородица совершенно не думала о томчто Она станет такой избранницей БожиейОна не могла и представить Себечто от Девы может родиться Сын БожийГосподь Иисус ХристосВедь Она обрекла Себя на молитвенный подвигдала обет девстваотказавшись тем самым от брака и деторожденияВо время молитвенного подвига Пресвятая Богородица приобрела совершенное и полное смирениеИ эти чистота и смирение сделали Еенеожиданно для Нее СамойМатерью Божией.
Святые Отцы говорятчто никто из живущих на землене имел такого смирениякакое было у Пресвятой БогородицыИменно изза этого качества Ее души Господь и выбрал Её Себе в Матери.
Если мы задумаемся над жизнью Божией Материто мы увидимчто это была жизнь самая скромнаясамая незаметнаяЕе мало кто знал при жизнии мы знаем о Ней очень малоПочемуПотому что Она имела смирение«Яко призре на смирение рабы Своея…» (Лк. 1, 48) — говорила Она праведной Елизавете
Она не пришла в мир проповедоватькак Ее СынСлова Ее всегда были краткиескромныепривлекающие внимание не к Нейа к Ее СынуЧерез двенадцать лет после Благовещения слышим мы Ее кроткий и тихий голос в обращении к Сыну Своемукогда Он остался в Иерусалиме и они с праведным Иосифом Обручником долго Его искалиЧадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). Но этот тихий голос немедленно гаснет при ответеданном Ей СыномМне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 49). Еще раз мы видим Богородицускромно дожидающуюся у дверей домагде Господь проповедует слово БожиеНо и тут Она после кажущегося суровым ответа Сына Божиякто Матерь Моя? и кто братья Мои?… (Мф. 12, 48;), — как бы исчезаетуходит из поля нашего внимания.
Вспомним и брак в Кане ГалилейскойОна замечаетчто на пире недостает винавина нет у них (Ин. 2, 3) — говорит ОнаВ этих кратких словах выражена просьба ЕеОднако Христос медлитчто Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Но Она смиренно настаиваетСамабудучи ДевойПресвятая  Богородица заботится о свадебном веселии.
И еще разпоследний в Евангелиимы видим Богородицу стоящей у Крестана котором распят Ее СынГосподьобращаясь к апИоанну Богословуговоритсе, Матерь твоя (Ин. 19, 27)! Но и тут мы тотчас забываем о Нейв страхе созерцая Распятого за наши грехи ГосподаА ОнаНепорочнаяв это время стоит у Креста с оружиемкоторое неоднократно проходило Ее душуНичемнигде не выражает Пресвятая Дева Своих чувствОна не плачетне восторгаетсякак другие женыСвятая Дева была так смиренна и скромнатак все скрывала в Себечто и Евангелисты не находиличто сказать о НейПри жизни Сына Своего Она была в глубокой тении по Вознесении Его осталась в неизвестностиОднако теперь мы знаемчто жизнь Богородицы была лучшая из всехкакие только были на земле.
Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизниПрепИоанн Лествичник говоритчто одни водимые Божиим Духом могут удовлетворительно рассуждать о смиренииА кто из нас скажетчто он водим Духом БожиимНиктоСамое трудное говорить и писать о томчего нет у тебя в сердцеА говорить надопотому что смирение — вечный и святой идеалбез которого спастись невозможно.
«Где смирениетам и спасение», — говорят Святые ОтцыНо они различаютистинное смирение от ложногоИстинное смирениекак говорит святИгнатий Брянчанинов, «закрыто молчаниемпростотойискренностьюнепринуждённостьюсвободой». И это совсем не немощьне приниженностькак некоторые думаютанапротиввеликая силаПротивники Христа всегда насаждали мнение о смирении как о характерном качестве рабских натурпридавленных бременем христианских догмНо это не такОбрести эту великую добродетель может только человек с твердой волей и мужественным сердцем.
Пример тому — Господь наш Иисус ХристосОн говорил«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»Именно Его смирение и возвело Его на КрестОно было не понятно ни Иродуни Понтию Пилатуни иудейским архиереямникому из техкто кричал: «Распни Егораспни!».
Святитель Игнатий замечает интересную вещьчто  людямкоторые проводят греховную жизнь,  очень не нравится истинное смирение в людяхони считают это гордостьюа ложноепритворное всегда очень привлекает ихПочемуПотому что они ищут лестиа в людях смиренныхвидят искренностькоторая им не нужнавстречают обличениекоторое им ненавистноИстинно смиренные люди не заботятся о внешнем впечатлении своем на ближнихвнешнее обращение таких людей бывает очень и очень сдержанноеНо само время потом открывает — что эти люди проявили искреннюю заботу о ближнихдействительно сострадали и оказали помощьА лицемерынаоборотчасто бывают необыкновенно радушнымилыуслужливыособенно когда их видят другие или когда им это выгоднотакие люди часто принимают смиренный видно все это напоказради мнения человеческогоно случись скорбьбедазатруднение — они окажутся далекимихолодными и чужимибезразличными ко всем страданиям и проблемам близких.
Часто так бываетчто мы играем в смирениеПытаемся показать точего нет у нас в сердцеТакое напускноемнимое смирениепреп. Макарий Оптинский называл «кошачьим» смирениемПри таком устроении духа люди действительно уподобляются кошкепока ее гладят по шерсткеона довольналаскаетсямурлычетНо стоит только погладить ее против шерстикак она сейчас же ощетинится и зафыркаетТак и людиобладающие мнимым смирениемне выносят обличений и указаний на их недостаткиони будут оправдыватьсяспоритьраздражаться и сердиться и впоследствииохладеют по отношению к своим обличителямПри этомтакие люди могут вести себя очень даже «церковно»: часто ходить в Церковьчитать духовную литературуисповедоватьсяпричащаться… Почему так происходитПотому что формальная церковная жизнь, не основанная на смирении, а также легкомысленное, бесстрашное участие в Таинствах может в короткий срок выжечь совесть и превратить человека в лукавого фарисеяИменно от такойфарисейской закваскии заповедовал беречься Господь наш Иисус Христос.
Если мы заглянем в свое сердце и искренне рассмотрим свою душу через призму Евангелиято что мы увидим в нейА тамтам мы увидимкак говорил псалмопевец царь Давид, — «тамо гади их же несть числа»то есть в наших сердцах живет и беспокойствои осуждение ближнихи обидчивостьи различные страстиМы стараемся показатьчто все знаемвсе умеемвсе постиглисо своим «Я» мы лезем куда нас не просят, «изображаем из себя нечтобудучи ничто» — как говорил препЕфрем СиринПо своей гордости никого не слушаемсяни родителейни пастырей Церквини старшихопытных по жизни людейМы совсем не заботимся о смирении!
Оптинские старцы говориличто «лучше смиренный грешникчем гордый праведник» телучше быть смиреннымпри видимости некоторого несовершенствачем иметь гордость при внешнем наличии добрых дел или подвиговсовершаемых по тщеславиюНапримерчеловек не ест мяса и гордится этимно при этом «кушает» своих ближних.
Как же избавиться нам от гордости и научиться смирениюОтвет простПоступай как велит Церковь!  Она советуютв точности исполнять евангельские заповедижить по совестиобвинять себя во всем и считать себя грешнее всехвыполнять советы своего духовного наставника и относиться к своим семейнымслужебнымобщественным обязанностям как к послушаниямданным свыше.
Если мы последуем этим советамто приобретем спасение и благодать!
Царь и пророк Давид не говорилчто он както особенно постилсябодрствовално только — смирихся, и спасе мя Господь!
Господь не требует от нас ни особенных постовни тысячи поклонов в деньни неспания по ночама требует точто по силеа главное требуетчтобы человек смирилсяпознал свою гордынючтобы к ближнему относилсяесли не с любовьюто просто как к человекус некоторой жалостьючтобы по возможностипомогал ему.           
«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» — говорит апостол ИаковИ архангел Гавриил возвестил Деве Мариичто Она обрела особенную благодать у Бога — «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!…Ты обрела благодать у Бога!» — сказал он.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы хочется както особенно отметитькакто особенно порадовать Матерь Божию.  Наверноесамой лучшей радостью для Неёбудет наша смиреннаяхристианскаянезаметная для другихно заметная для Всеведущего Бога жизньИменно такая жизньмолитвами Царицы Небесной и вводит в Царство НебесноеЧего и всем желаюС праздником!